Новости и аналитика Аналитические статьи Комментарий к вопросу "Когда, по Вашему мнению, электронный документооборот вытеснит бумажный?".

Комментарий к вопросу "Когда, по Вашему мнению, электронный документооборот вытеснит бумажный?".

Отвечает Соколова Анна, юрист компании ГАРАНТ

Безусловно, электронный документооборот все больше входит в деловую практику современных людей. И, нельзя не упомянуть о том, что электронные справочно-правовые системы и здесь находят свое достойное применение, позволяя оперировать сотнями и тысячами необходимых в работе любого предприятия бланков, форм и типовых актов.

Наиболее успешным и реальным видится ведение электронного документооборота внутри фирмы, организации. Но любое предприятие существует только во взаимодействии и ежедневном обмене бумагами с другими участниками бизнеса. И соглашение о переходе на

электронный обмен в той или иной сфере деятельности подлежит подписанию участниками такого соглашения на бумаге.

Российское законодательство во многих случаях прямо требует, чтобы документ был оформлен в бумажном виде (например, это касается счета-фактуры, некоторых расчетных документов), и изменение законодательства . процесс сложный и неоднозначный.

Введение внутреннего электронного документооборота и обмен такими документами между организациями требует постоянной, надежной, достоверной и оперативной защиты информации. То есть встает вопрос и дополнительных затратах фирмы на соответствующее техническое обеспечение и персонал.

Наш опыт общения с государственными структурами не позволяет говорить о том, что, например, судьи и работники аппаратов судов смогут когда-нибудь полностью отказаться от огромного количества бумаг в судебном делопроизводстве. Даже при должной технической оснащенности судов это кажется нереальным, поскольку, прежде всего, многие судебные работники вообще не знакомы даже с "азами" компьютерной грамоты, не говоря уже о серьезной работе с документами на компьютере. И при общей загруженности не намерены "усложнять" себе жизнь еще и приобретением навыков работы на "персоналке".

Хотя есть и положительные примеры . в Мэрии Москвы уже несколько лет успешно идет работа по внедрению единой системы электронного документооборота Мэрии (ЕСД). В Центральном Банке России правила обмена электронными документами и пакетами ЭД между филиалами и клиентами регулируются специальным положением, специально оговаривающим равную юридическую силу электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, и документов на бумажном носителе, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.

 

Поэтому, говорить о полном и безоговорочном вытеснении бумажного документооборота электронным в ближайшем обозримом будущем, на наш взгляд, безосновательно.

обсудить в форуме


Отвечает Соколова Анна, юрист компании ГАРАНТ. (для журнала КОМПЬЮТЕРРА)
Читать ГАРАНТ.РУ в и