Новости и аналитика Аналитические статьи Спорные моменты налогообложения рекламы

Спорные моменты налогообложения рекламы

Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы" (подп. "з" п. 1 ст. 21 Закона) налог на рекламу относится к местным налогам и уплачивается физическими или юридическими лицами, рекламирующими свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе.

К сожалению, нечеткость и противоречивость действующего законодательства порождает в ряде случаев ситуации, когда налоговые (и иные) органы требуют уплачивать налог на рекламу с любых сообщений (предложений) о товарах или услугах, которые публикуются в печати или демонстрируются по телевизору. Соответственно плательщиками налога на рекламу признаются в том числе субъекты, осуществляющие, например, "социальную" рекламу, публикующие обязательные сообщения (например, о ликвидации организации, о предстоящих торгах и т.д.).

Таким образом, одним из спорных моментов налогообложения является вопрос о том, что же именно признается рекламой и что к ней следует относить, а что нет.

Между тем, внимательный анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует об ошибочности вышеприведенного мнения.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Таким образом, для того, чтобы какое-либо объявление или сообщение можно было признать рекламой необходимо, чтобы это сообщение по своему характеру было способно сформировать интерес потенциального потребителя к рекламируемому товару (услуге) и способствовать реализации рекламируемого товара (услуги). Именно поэтому, например, в. п. 2 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 года N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу ." расходами на рекламу признаются только расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.

Так, например, если кредитная организация поместила в газете объявление (сообщение) о том, что она недавно открылась и принимает вклады от населения или юридических лиц, то подобная информация, скорее всего, будет оценена как реклама. Если же вместе с этой информацией будут еще и указаны, например, конкретные ставки по вкладам банка или иные условия, характерные для договора банковского вклада (а это случается весьма часто), то это будет однозначно уже во всех случаях признаваться рекламой банком своих услуг, так как подобная информация способна заинтересовать конкретного потребителя и повлиять на то, чтобы он из всех других кредитных учреждений выбрал именно то, которое рекламируется.

Соответственно для того, чтобы признать какое-либо объявление рекламой необходимо установить, что оно носит коммерческий характер и преследует коммерческие цели, связанные с реализаций товаров или услуг. На указанное, в частности, было обращено внимание в письме Управления Министерства по налогам и сборам РФ по г. Москве от 12.04.00 N 06-12/15005, где указывается, что опубликованное в печати объявление конкурса на замещение вакантных должностей и информация о проведении ежегодного собрания не являются рекламой, поскольку не преследуют коммерческих целей, не связаны с реализацией товаров, идей и начинаний и соответственно не облагаются налогом на рекламу.

В п. 18 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.12.98 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" также было обращено внимание на то, что по смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются только сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Поэтому, например, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и соответственно не может рассматриваться как реклама. В то же время следует учитывать, что если на вывеске кроме обязательных или очевидных характеристик (наименование фирмы, время ее работы и т.д.) будут также указаны какие-либо положительные качества товаров, которые реализуются в указанной фирме (например, объявление типа "только у нас самые быстрые и надежные компьютеры"), то тогда это будет уже не просто вывеска, а именно реклама со всеми вытекающими отсюда последствиями. Спорным в этой связи является вопрос о том, считать ли рекламой, если информация об организации размещена не перед входом в нее (не на вывеске), а, например, на отдельном указателе вне места непосредственного нахождения магазина (фирмы). Как разъяснено в письме Управления Министерства по налогам и сборам РФ по г. Москве от 29.02.00 N 14-14к/7788 указатель местонахождения магазина не является вывеской по месту нахождения данного магазина и, следовательно, информация, отраженная на указателе, носит рекламный характер.

Вышеприведенный анализ совершенно очевидно свидетельствует о том, что объявления некоммерческого характера вроде таких как о ликвидации организации, о предстоящих торгах (по общему правилу) и т.д. не являются рекламой. При этом следует обратить внимание, что в ряде случаев объявление о предстоящих торгах может относиться и к рекламной информации. Например, весьма часто появляются сообщения о проведении торгов о распродаже имущества какой-либо организации, при этом указывается, что состояние реализуемого имущества отменное, а цены . доступные. Несомненно, что подобная информация (сообщение) носит рекламный характер.

Особо следует отметить так называемую "социальную рекламу" и "политическую рекламу" (ст. 18 Закона о рекламе).

"Социальная" реклама, которая согласно ст. 18 Закона о рекламе представляет общественные (государственные) интересы, направлена на достижение благотворительных целей и поэтому в ней не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не является собственно рекламой. Более того, как представляется, в Законе вообще не следовало именовать "социальную" рекламу рекламой как таковой, поскольку определение, которое дано в Законе социальной рекламе прямо противоречит общему определению рекламы, приведенной в начале Закона, - ведь "социальная" реклама не носит коммерческой направленности и не преследует цели способствовать реализации товаров или услуг. В связи с изложенным, целесообразнее было бы внести изменение в ст. 18 Закона о рекламе и вместо термина "социальная реклама" использовать (ввести), например, термины "социальное сообщение" или "социальная информация".

Согласно п. 4 ст. 1 Закона о рекламе он не распространяется на политическую рекламу, что влечет важные налоговые последствия. Так, например, как разъяснило Министерство РФ по налогам и сборам в своем Письме от 20.10.99 N ВГ-15-03/917 "О налоге на добавленную стоимость" учитывая общегосударственное значение агитационной деятельности в рамках выборов депутатов Госдумы РФ, доходы от размещения предвыборных агитационных материалов кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в периодических печатных изданиях и от предоставления эфирного времени организациями телерадиовещания не включаются в налогооблагаемую базу и, соответственно, не подлежат обложению НДС в пределах норм расходов на эту цель.

Проанализированные нормативные акты и сделанные нами выводы позволяют также ответить на, может быть, самый частый вопрос, встречающийся при исследование налогообложения рекламы: налогообложение расходов по изготовлению визитных карточек. Как представляется, в данном случае изготовление и распространение визитных карточек не является рекламой и соответственно расходы на изготовление визиток нельзя признать рекламными. Аналогичное мнение было высказано и в письме управления Министерства по налогам и сборам РФ по г. Москве от 24.01.00 N 06-08/4110, где указывается, что так как визитные карточки сотрудников не несут информации о виде деятельности организации, ее целях и задачах, затраты по изготовлению визитных карточек не могут рассматриваться как расходы рекламного характера для этой организации, подлежащие включению в себестоимость, а следовательно, и не являются объектом налогообложения при исчислении налога на рекламу.

 

Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант"

обсудить в форуме


Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант"