Новости и аналитика Аналитические статьи Закон об упрощенной системе налогообложения планируется изменить!

Закон об упрощенной системе налогообложения планируется изменить!

М.А.Пархачева,
генеральный директор ЗАО Консалтинговая группа "Экон-Профи"

Правительство России внесло в Государственную Думу новый законопроект, касающийся внесения изменений в еще не вступившую силу главу 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (данная глава НК РФ начинает свое действие с 1 января 2002 г.).

Что же правительственный законопроект предлагает изменить в налогообложении организаций, переходящих с 1 января 2003 г. на упрощенную систему налогообложения?

Бухгалтерский учет можно не вести

Предлагаемым законопроектом решается очень больной для налогоплательщиков вопрос о том, надо ли вести бухгалтерский учет организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим "упрощенку".

Напомним, что в настоящее время бухгалтерский и налоговый учет представляют собой самостоятельно существующие системы, преследующие разные цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внутри которых регулируются различными государственными органами. Соответственно обязанность ведения бухгалтерского учета не зависит (и не должна зависеть) от того, какой режим налогообложения применяет конкретная организация.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России, других федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства России (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете его действие распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В то же время граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не обязаны вести бухгалтерский учет, поскольку согласно п. 2 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете им разрешено вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Подобная норма предусмотрена сегодня и в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку п. 4 ст. 1 указанного закона предусмотрено, что организациям - субъектам малого предпринимательства предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Однако с 1 января 2003 г. этот закон утратит силу.

Исходя из изложенного ясно, что организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, всё-таки придется вести бухгалтерский учет.

Такая позиция, видимо, не устраивает Правительство России, поскольку основная цель упрощенной системы налогообложения - максимально упростить как ведение учета, так и порядок исчисления налогов для небольших организаций. В связи с этим им предлагается внести изменения в Закон о бухгалтерском учете, дополнив указанную выше ст. 4 пунктом 3 следующего содержания:

"3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете".

Обратите внимание на то, что из предложенной выше формулировки закона следует, что в случае, когда организация будет применять упрощенную систему налогообложения, она освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета, при этом никто не может запретить ей вести такой учет (особенно, если на этом будет настаивать ее собственник).

Кроме того, даже освободившись от обязанности ведения бухгалтерского учета, организации все равно придется вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете и принятыми в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01) и Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н (далее - ПБУ 14/2000).

Представляется, что такая позиция связана с наличием у организаций ограничения в 100 миллионов руб. по стоимости основных средств и нематериальных активов, не позволяющего применять упрощенную систему налогообложения (подробнее об этом рассказано ниже).

НДС при ввозе товаров надо платить

В действующей редакции ст. 346.11 главы 26.2 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты ряда налогов, включая НДС (кроме случая, когда речь идет об исполнении обязанностей налоговых агентов в отношении каких-либо налогов).

Законопроектом это положение корректируется. Правительство России предлагает уточнить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением случая ввоза товаров на таможенную территорию России. Это означает, что "таможенный" НДС придется платить всем (если, конечно, поправки будут приняты Государственной Думой).

Перечень расходов изменен

Законопроектом предусматривается внести ряд изменений в ст. 346.16 НК РФ, определяющую закрытый перечень расходов, учитываемых при налогообложении единым налогом.

Во-первых, законопроектом предлагается изменить ныне действующий п. 11 ст. 346.16 НК РФ, полностью дублирующий аналогичную норму, предусмотренную п. 4 той же статьи (и в том и в другом случае речь идет об арендных платежах за арендуемое имущество). В пункт 11 планируется включить расходы в виде сумм таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством. В ныне действующей редакции такие затраты не предусмотрено включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении единым налогом.

Во-вторых, планируется дополнить п. 1 ст. 346.16 НК РФ еще одним новым подпунктом, позволяющим включать в состав расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Если такой пункт будет внесен законодателем, налогоплательщики смогут учитывать при налогообложении единым налогом налог на рекламу, транспортный налог и другие налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиками.

В-третьих, в п. 2 ст. 346.16 НК РФ планируется внести исправления юридического характера, связанные с тем, что в действующей редакции указанного подпункта законодатель в отношении учета процентов за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) отсылает к порядку, предусмотренному НК РФ для исчисления налога на прибыль, не указывая при этом какими конкретно нормами руководствоваться. В новой редакции предлагается прямо отослать налогоплательщика к ст. 269 НК РФ, регулирующей особенности отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам и устанавливающей порядок включения процентов по долговым обязательствам в состав расходов (в общем случае - в пределах ставки рефинансирования ЦБ России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте).

Ряд поступлений можно не учитывать в качестве доходов

Изменяя состав расходов, одновременно предлагается внести изменения и в состав доходов, а именно: не учитывать при определении объекта налогообложения по единому налогу те доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль и закреплены в ст. 251 НК РФ в виде закрытого перечня.

К таким доходам относятся: имущество и имущественные права, полученные в виде залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, взносы (вклады) в уставный (складочный) капитал, денежные средства и имущество, поступившее к посреднику в связи с исполнением обязательств по договорам комиссии, агентирования и иным аналогичным договорам, средства целевого финансирования и целевых поступлений и т.д.

Уточнен имущественный критерий, не позволяющий применять упрощенную систему налогообложения

Одним из параметров, ограничивающим применение упрощенной системы налогообложения, является имущественный критерий. Согласно ныне действующей редакции пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 миллионов руб.

Устанавливая ограничение по стоимости амортизируемого имущества, законодатель не уточняет его понятие в целях применения упрощенной системы налогообложения и не определяет, какую именно стоимость имущества - первоначальную (восстановительную) или остаточную (с учетом сумм начисленной амортизации) - следует использовать при определении права на применение упрощенной системы налогообложения.

Это предлагается сделать в новой редакции закона, внеся следующие изменения:

  1. понятие "амортизируемое имущество" заменить понятием основные средства и нематериальные активы;
  2. в качестве критерия, ограничивающего применение упрощенной системы налогообложения, использовать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов

При этом все указанные выше понятия следует применять в том смысле, какое им придается законодательством о бухгалтерском учете (а не налоговым законодательством). Представляется, что ничего хорошего в такой ситуации налогоплательщика не ожидает, поскольку для того чтобы вести учет основных средств и нематериальных активов согласно законодательству о бухгалтерском учете, ему придется вызубрить ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000. Причем такая обязанность вовсе не избавит его от изучения 25 главы НК РФ, посвященной налогу на прибыль.

Это связано с тем, что для учета основных средств при применении упрощенной системы налогообложения предусмотрены особенности, связанные с необходимостью:

- пересчета налоговой базы исходя из положений главы 25 НК РФ и уплатой дополнительной суммы налога и пени при реализации (передаче) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения 3 лет (по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет) с момента их приобретения (пп. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ);

- пересчета налоговой базы исходя из положений главы 25 НК РФ и уплатой дополнительной суммы налога при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую (п. 3 ст. 346.24 НК РФ).

В данной ситуации остается надеяться, что возникшая проблема все-таки будет решена законодателем в пользу налогоплательщика.

Прочие изменения

В заключение хотелось бы остановиться еще на некоторых изменениях, носящих уточняющий характер существующих норм.

Во-первых, предлагается заменить фразу "стоимость амортизируемого имущества" на фразу "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете" также и для случая вынужденного перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения. Такой переход обязателен, если рассматриваемая стоимость имущества, исчисленная по итогам налогового (отчетного) периода, превысит лимит в 100 миллионов руб.

Во-вторых, несколько видоизменена норма, ныне предусматривающая, что налогоплательщики, совершившие вынужденный переход к общей системе налогообложения, освобождаются от уплаты ежемесячных авансовых платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение того квартала, в котором совершен переход. В новой редакции предлагается освободить налогоплательщиков не от уплаты авансовых платежей, а от пеней и штрафов за несвоевременную уплату указанных платежей в течение того же периода.

В-третьих, отдельные уточнения, исключающие положения, касающиеся уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, предлагается внести в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог". Видимо, это связано с тем, что налогоплательщики, использующие упрощенную систему, с 1 января 2003 года не являются плательщиками ЕСН.

В заключение напомним, что в данном случае рассматриваются только предложения Правительства России, переданные в Государственную Думу для первого чтения. Учитывая, что в ходе трех обязательных чтений законопроект может значительно измениться (как, например, это было в отношении налога на прибыль), предлагаем читателям в дальнейшем самостоятельно следить за соответствующими изменениями.

В то же время заинтересованные лица могут уже сейчас записаться на семинар, проводимый с участием автора статьи 5-6 декабря 2002 г. и посвященный изменениям законодательства в 2003 г., весь первый день которого будет рассматриваться упрощенная система налогообложения. Более подробная информация представлена на сайте www.econ-profi.ru

 


Марина Пархачева, Генеральный директор Консалтинговой группы "Экон-Профи"
Читать ГАРАНТ.РУ в и