Новости и аналитика Аналитические статьи Новации налогового законодательства 2004 года

Новации налогового законодательства 2004 года

автор - Р. Украинский,
юрист компании "Гарант"

Изменения в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с 1 января 2004 года, заметно отличаются от тех "потрясений", которые пережили налогоплательщики в 2001-2003 годах.

Напомним, что в 2001 году вступила в силу часть вторая Налогового кодекса РФ, которая включала в себя главы, посвященные четырем налогам (НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН). В 2002 году основной "головной болью" бухгалтеров была глава 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Начало 2003 года ознаменовалось решением различных вопросов, связанных с применением специальных налоговых режимов - УСН и ЕНВД.

И вот теперь пришел черед еще одного достаточно важного и распространенного налога - налога на имущество организаций. Этот налог традиционно вызывает меньше трудностей и вопросов. Прежде действовавший Закон о налоге на имущество предприятий был издан в 1991 году. И до последнего времени порядок исчисления данного налога сохранил свою изначальную связь с бухгалтерским учетом. Корректировка бухгалтерских показателей для целей исчисления данного налога была минимальной. Это выгодно отличало налог на имущество от других обязательных платежей, таких как налог на прибыль и НДС. Прежний Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" предусматривал большое количество льгот как в отношении категорий налогоплательщиков, так и в отношении различных видов имущества. Предельная ставка устанавливалась в размере 2 процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки устанавливались законами субъектов РФ.

Новый порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса. Как и ранее, данный налог относится к числу региональных. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. В законах субъектов РФ могут также предусматриваться дополнительные налоговые льготы. Следует отметить, что перечень налоговых льгот, предусмотренных в самом Кодексе, по сравнению с прежним Законом сократился. Например, в отношении научных организаций льготы остались только у государственных научных центров и академий наук. В отношении мобилизационных мощностей введено особое ограничение - льготируются они только в том случае, если не используются в производстве.

Объектом налогообложения признано движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, круг объектов значительно сокращен, но связь с бухгалтерским учетом сохранена.

Максимальная налоговая ставка может составлять 2,2 процента. Предусмотрено право субъектов РФ устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Учитывая, что налог на имущество является региональным, в Налоговом кодексе РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений и в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленных подразделений.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу будут представляться не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года). Срок представления налоговых деклараций - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Другим важным изменением в налоговом законодательстве является снижение ставки НДС. Данное нововведение, несмотря на очевидную экономическую пользу для налогоплательщиков, связано с рядом сложностей - вновь возникнет необходимость перерасчета сумм налога по обязательствам, которые возникли до перехода на новый режим налогообложения и завершились в период действия нового порядка взимания НДС.

Из числа приятных новостей от законодателя следует указать на долгожданную отмену налога с продаж. За время существования данного налога его экономическая сущность и правовое регламентирование постоянно подвергались критике. Вопросы конституционности налога с продаж неоднократно рассматривались в Конституционном Суде РФ.

С 1 января 2004 года изменяется порядок распределения сумм налога на прибыль между бюджетами:

-     в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 5 процентов;
-     в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставке 17 процентов;
-     в местные бюджеты - по ставке 2 процента.

Уточнены положения, регулирующие порядок применения специальных налоговых режимов. К розничной торговле для целей применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отнесена торговля с использованием в расчетах платежных карт. Кроме того, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, предусмотрено право применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

С 1 января 2004 года утратит силу статья 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ, согласно которой, начиная с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения должен был стать доход, уменьшенный на величину расходов. Таким образом, право на выбор объекта налогообложения по УСН предполагается сохранить.

С 1 января 2004 года также вступают в силу:

-     глава 29 "Налог на игорный бизнес";
-     глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

Обе главы направлены на налогообложение в довольно специфических отраслях деятельности, поэтому в настоящем обзоре ограничимся лишь их упоминанием.

Таким образом, анализируя указанные нововведения, можно отметить, что в налоговом законодательстве наметилась тенденция к стабилизации. Да и особенности 2004 года, связанные с перевыборами депутатов Государственной Думы, избавляют налогоплательщиков от традиционных "новогодних сюрпризов", которые случались под конец 2000-2002 годов.

Следовательно, появились предпосылки для более глубокого и взвешенного подхода к изучению новых правовых норм, для более строгого и критического анализа результатов правотворческой деятельности. Для того, чтобы изучение новых норм налогового законодательства было успешным и плодотворным, важно иметь доступ к серьезным аналитическим материалам, комментирующим произошедшие изменения в правовом регулировании. Для пользователей системы ГАРАНТ взаимосвязь нормативной и аналитической информации давно уже стала стандартом работы с правовой информацией. И актуализация комментариев является закономерным следствием изменений, которые произошли в праве. Обо всех изменениях в налоговом законодательстве наши клиенты узнают из новых статей и новых книг, которые регулярно подключаются в информационные блоки "Бухучет и аудит: разъяснения и консультации" и "Большая библиотека бухгалтера". Материалы информационных блоков "Электронная версия бератора "Практическая энциклопедия бухгалтера" и "Практическая налоговая энциклопедия" также актуализированы и соответствуют действующему законодательству.


Р. Украинский, юрист компании "Гарант"
Читать ГАРАНТ.РУ в и