Новости и аналитика Аналитические статьи Новое в защите прав потребителей

Новое в защите прав потребителей

Государство продолжает заботиться о защите прав потребителей, постоянно улучшая и дополняя Закон "О защите прав потребителей" (далее Закон). ФЗ от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ были внесены изменения в некоторые положения Закона.

Изменения коснулись обнаружения недостатков в технически сложных товарах. Если раньше существовали проблемы с заменой холодильников, стиральных машин, компьютеров, автомобилей (перечень технически сложных товаров утверждается правительством), так как в них должны были быть обнаружены существенные недостатки, то сейчас процедура их замены уже не регламентируется столь жестко. В отношении технически сложных товаров потребитель в течение пятнадцати дней со дня передачи товара вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о замене товара на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в случае обнаружения в них любых недостатков (ст. 18 Закона). То есть сейчас, по крайней мере, первые пятнадцать дней технически сложный товар приравнивается к любому другому. А вот по истечении указанного срока требования потребителя удовлетворяются: либо при обнаружении существенного недостатка товара, либо при нарушении установленных сроков устранения недостатков товара, либо в случае невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более тридцати дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно изменениям, теперь потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы не только изготовителю, но и импортеру (ст. 18 Закона), что, надо сказать, облегчает жизнь (раньше к продавцу можно было обратиться с подобными требованиями лишь при обнаружении недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их). Отметим, что статья 18, о которой шла речь выше, переименована из "Последствия продажи товара ненадлежащего качества" в "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков".

Новеллой Закона стала статья, устанавливающая последствия нарушения продавцом срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара. Согласно новому положению договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не передал товар в установленный срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара (но сумма неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара). Требования потребителя о возврате уплаченной суммы и полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Единственное, что может освободить продавца от подобных мер, это если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (ст. 23.1 Закона).

Изменения также коснулись сроков устранения недостатков товара. Раньше в Законе содержалась формулировка о незамедлительном устранении недостатков товара, если срок устранения недостатков не определен в письменной форме соглашением сторон. Законодатель уточнил, что под понятием "незамедлительно" подразумевается минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатков с учетом обычно применяемого способа. Также установлен предельный срок устранения недостатков, определяемый в письменной форме соглашением сторон, который теперь не может превышать сорок пять дней (ст. 20 Закона). Экспертиза в случае спора о причинах возникновения недостатков товара проводится продавцом в течение этого же срока ст. 18 Закона).

Еще одна интересная деталь. Теперь требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков подлежат удовлетворению не только в случае продажи товара ненадлежащего качества, но и в случае предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Анна Белицкая




Анна Белицкая