Бизнес нужен разный

Малый и средний бизнес занимает существенный сегмент предпринимательских отношений в Российской Федерации. И действительно, в условиях развития рыночных отношений этот сектор предпринимательской деятельности нельзя недооценивать - это и отсутствие монополии, и конкурентные цены, и доступность обслуживания, и разнообразие товаров, и ориентированность на самые разные слои потребителей. Конечно, при этом нельзя упускать из виду и социальную направленность развития этого вида бизнеса - занятость населения, самореализация и так далее. Но для стабильного развития экономических отношений должна быть создана всеобъемлющая правовая база, позволяющая эффективно регулировать основные направления определенной деятельности.

С 1 января 2008 года (за исключением отдельных положений) вступает в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Закон), создающий новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Какие же новеллы предусмотрены Законом с нового года?

Прежде всего хотелось бы дать определение субъектов малого и среднего предпринимательства. Итак, в соответствии с Законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, крестьянские хозяйства, соответствующие ряду условий.

Во-первых, для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов.

Во-вторых, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать установленные предельные значения. В зависимости от численности работников субъекты малого и среднего предпринимательства разделены по категориям: так, от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно - средние предприятия, до ста человек включительно - малые предприятия, до пятнадцати человек - микропредприятия.

В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год вышеперечисленных субъектов не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Правда, до настоящего времени указанные значения не установлены.

Законом определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
  • В числе основных целей и принципов государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Наряду с этим устанавливаются формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, среди них: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др.

    Следует отметить, что Законом определен исчерпывающий перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не предоставляется государственная поддержка. К ним относятся кредитные и страховые организации, за исключением потребительских кооперативов, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, предприятия и предприниматели в сфере игорного бизнеса, а также предприятия и предприниматели, являющиеся в соответствии с Налоговым кодексом РФ нерезидентами РФ.

    В целях осуществления контроля со стороны государства за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Законом предусмотрена система статистического наблюдения. Указанные наблюдения могут быть двух видов: сплошные (один раз в пять лет) и выборочные (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта предпринимательства). Порядок проведения выборочных статистических обследований будет определяться Правительством РФ.

    Как можно видеть, все вышеперечисленные положения Закона направлены на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение благоприятных условий для их существования, а также развития конкурентоспособных, устойчивых и стабильных рыночных отношений в Российской Федерации.

    Роман Ларионов, юрисконсульт компании "Гарант"




    Роман Ларионов, юрисконсульт компании "Гарант"