Новости и аналитика Аналитические статьи Благоустройство: сложные моменты

Благоустройство: сложные моменты

Зачастую здания находятся в безвозмездном пользовании учреждений, а не в оперативном управлении. В связи с этим могут возникнуть некоторые сложности, например, при его ремонте или реконструкции прилегающей территории. Как их избежать нам расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Рассмотрим конкретную ситуацию. Учреждение подведомственно ФМБА России. Здание находится в безвозмездном пользовании учреждения. В связи с ремонтными работами трубопровода была перекопана пешеходная дорожка. На балансе учреждения она не числится. Учреждение планирует за счет внебюджетных средств произвести асфальтирование дорожки, укладку тротуарной плитки. ГРБС не возражает, так как в связи с выданным разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской или иной приносящий доход деятельности в территориальных органах федерального казначейства, учреждение вправе расходовать внебюджетные средства на прочие услуги и прочие расходы в соответствии с бюджетной сметой. Ею на 2010 год предусмотрены статьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 226 "Прочие работы, услуги" и 310 "Увеличение стоимости основных средств". Возникает вопрос: может ли учреждение за счет внебюджетных средств произвести работы по благоустройству территории?

Правовое основание

Учреждение может произвести за счет средств от приносящей доход деятельности работы по благоустройству территории. Но при обязательном соблюдении следующих условий:

  • наличие письменного согласования проведения работ с собственником земельного участка, на котором планируется проведение работ по благоустройству;
  • наличие письменного согласования проведения работ с главным распорядителем бюджетных средств;
  • наличие в смете по приносящей доход деятельности соответствующих направлений расходования средств.

Поясним почему. До дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, применяются переходные, прописанные в пункте 11 статьи 5 Закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" Российской Федерации" (далее – Закон № 63-ФЗ). Учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подп. 3 п. 11 ст. 5 Закона № 63-ФЗ). В документе указывают источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), положения устава учреждения, гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества.

Учет по смете

Учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения.
Смета по приносящей доход деятельности составляется федеральными учреждениями на текущий финансовый год и утверждается в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств (Порядок осуществления федеральными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н (далее – Порядок № 88н)).
Смета определяет объемы поступления средств от приносящей доход деятельности с указанием источников образования по кодам классификации доходов бюджетов и направлений использования этих средств по кодам классификации расходов бюджетов, а также изменений остатка средств на счетах.
Что касается ФМБА России, смета составляется учреждением на основе оценки ожидаемых объемов поступления средств, полученных от приносящей доход деятельности, и их расходования на цели, определенные в Разрешении, выдаваемом ФМБА России подведомственным учреждениям, на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства.
Учреждения самостоятельно определяют направления и очередность использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, при этом должно быть предусмотрено покрытие всех планируемых расходов. Объем средств, направляемых на оплату труда с начислениями, рекомендуется устанавливать на уровне не более 60 процентов от доходов учреждения, в отдельных случаях и при наличии достаточных оснований указанный предел может быть увеличен; остальные средства направляются на содержание и развитие материально-технической базы учреждения.

Обоснование

Вместе с тем, поскольку земельный участок, на котором планируется производить работы, не предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и не арендован, учреждение в обязательном порядке должно обосновать необходимость выполнения работ по благоустройству и согласовать в письменной форме с собственником земельного участка и главным распорядителем бюджетных средств. В противном случае произведенные расходы могут быть признаны необоснованными.
Аргументами в пользу необходимости проведения работ по благоустройству могут служить:

  • требования санитарных норм и правил;
  • невозможность организовать безопасные условия передвижения для работников учреждения из-за отсутствия твердого покрытия;
  • угроза здоровью посетителей, пациентов учреждения ввиду отсутствия дорожки и т.п.

Бюджетный учет

После согласования проведения работ, в зависимости от того, находится ли объект благоустройства (в данном случае – асфальтированная дорожка), на балансе собственника земельного участка или нет, возможны два варианта отражения производимых затрат в учете.
Если объект благоустройства не числится на балансе собственника земельного участка и может быть отнесен к основным средствам, в учете учреждения отражается создание объекта основных средств, который принимается к учету по первоначальной стоимости (в данном случае – в сумме фактических вложений учреждения на выполнение работ (стоимость работ подрядной организации и т.п.)).
В учете в данном случае производятся следующие записи:

Дебет КРБ 2 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит КРБ 2 302 19 730
"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
– отражены капитальные вложения в объект благоустройства;

Дебет КРБ 2 101 03 310
"Увеличение стоимости сооружений"
Кредит КРБ 2 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
– учтен в составе основных средств объект благоустройства.

Обращаем внимание, что учреждению следует согласовать порядок передачи объекта благоустройства собственнику земельного участка в случае предоставления учреждению другого здания или по другим причинам (реорганизация, ликвидация).
Если данный объект благоустройства уже числится на балансе собственника земельного участка, работы по благоустройству следует отражать следующей записью:
Дебет КРБ 2 401 01 226
"Расходы на прочие работы, услуги"
Кредит КРБ 2 302 09 730
"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"
– отражены расходы по восстановлению асфальтированной дорожки.

Заметим, затраты следует относить на подстатью КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", поскольку дорожка не закреплена за учреждением на праве оперативного управления, не получена в аренду или безвозмездное пользование. Следовательно, у учреждения отсутствуют основания для отнесения данных расходов на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". В данном случае учреждение проводит работы по благоустройству безвозмездно для собственника земельного участка.

Внимание! В действующем законодательстве понятие "благоустройство территорий" отсутствует. По мнению финансовых и налоговых органов, под расходами на объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации, направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.
Если следовать позиции Минфина России, то учреждение не сможет учесть затраты по асфальтированию дороги в составе расходов по налогу на прибыль организаций. Возможность признания расходов на асфальтирование дороги зависит от возможности учреждения доказать экономическую обоснованность и направленность расходов на получение доходов.
Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.
Статья опубликована в журнале "Бюджетный учет"
№ 1 январь 2010 года.

Читать ГАРАНТ.РУ в и