Новости и аналитика Аналитические статьи Периодичность проведения проверок ФМС

Периодичность проведения проверок ФМС

Использование труда иностранных граждан в российских компаниях возможно только при соблюдении положений миграционного законодательства РФ, как со стороны работника-иностранца, так и со стороны работодателя. О том, с какой периодичностью государственные органы могут осуществлять проверки работодателей, привлекающих иностранных граждан, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павленко Викторию и Кузьмину Анну.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и их территориальных подразделений относится контроль за соблюдением юридическими лицами правил миграционного учета. В этой связи разработан Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Регламент), утвержденный приказом МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97.

В этом документе, в частности, установлены виды проверок, основания и сроки их проведения, последовательность действий при их проведении. Так, п. 21 Регламента предусмотрено, что подразделениями системы ФМС России проводятся выездные и документарные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми. Плановыми являются проверки, которые осуществляются на основании планов работы подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел РФ (п. 79 Регламента).

Периодичность проведения проверок определяется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Частью 2 ст. 9 этого закона установлено, что плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. При этом ч. 3 ст. 9 закона определено, что плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями.

Отдельно отметим, что согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 294-ФЗ с 1 января 2010 г. вступят в силу положения частей 6 и 7 ст. 9 этого закона, согласно которым в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) будут обязаны направлять в порядке, установленном Правительством РФ, проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Затем Генеральная прокуратура РФ будет размещать ежегодный сводный план проведения проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Периодичность же внеплановых проверок по определению не может быть установлена заранее, т.к. цель таких проверок - немедленное реагирование и пресечение нарушения, о котором стало известно контролирующему органу.

В настоящее время согласно п. 22.1.1 Регламента основания для проведения плановой или внеплановой выездной проверок являются едиными. В соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 294-ФЗ такое положение будет сохраняться до 1 января 2010 года, поскольку в отношении контроля и надзора в сфере миграции положения данного закона, касающиеся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, временно не применяются.

В дальнейшем организация и проведение внеплановых проверок будут осуществляться в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Предполагается, что внеплановые проверки будут проводиться только по основаниям, установленным ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. В ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ перечислены основания для отказа в согласовании проверки.

Таким образом, в настоящее время внеплановые проверки проводятся, когда для этого имеются основания, перечисленные в Регламенте. С января 2010 года такие проверки будут проводиться по основаниям, перечисленным в Федеральном законе N 294-ФЗ. Периодичность проведения внеплановых проверок не установлена ни регламентом, ни Федеральным законом N 294-ФЗ, следовательно, они должны проводиться тогда, когда для этого имеются основания, предусмотренные нормативными актами.

Согласно ч. 11 ст. 9, ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ и плановая, и внеплановая проверки могут быть проведены в документарной форме. Поэтому периодичность документарной проверки определяется в зависимости от ее вида: плановая, внеплановая.

Следовательно, с 2009 года плановые проверки должны проводиться не чаще, чем один раз в три года. Периодичность проведения внеплановых проверок не может быть установлена заранее. Они проводятся, когда для этого возникают основания, предусмотренные законом. 

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павленко Виктория,  Кузьмина Анна

Читать ГАРАНТ.РУ в и