Новости и аналитика Аналитические статьи Периодичность проведения проверок ФМС

Периодичность проведения проверок ФМС

Использование труда иностранных граждан в российских компаниях возможно только при соблюдении положений миграционного законодательства РФ, как со стороны работника-иностранца, так и со стороны работодателя. О том, с какой периодичностью государственные органы могут осуществлять проверки работодателей, привлекающих иностранных граждан, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павленко Викторию и Кузьмину Анну.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и их территориальных подразделений относится контроль за соблюдением юридическими лицами правил миграционного учета. В этой связи разработан Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Регламент), утвержденный приказом МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97.

В этом документе, в частности, установлены виды проверок, основания и сроки их проведения, последовательность действий при их проведении. Так, п. 21 Регламента предусмотрено, что подразделениями системы ФМС России проводятся выездные и документарные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми. Плановыми являются проверки, которые осуществляются на основании планов работы подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел РФ (п. 79 Регламента).

Периодичность проведения проверок определяется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Частью 2 ст. 9 этого закона установлено, что плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. При этом ч. 3 ст. 9 закона определено, что плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями.

Отдельно отметим, что согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 294-ФЗ с 1 января 2010 г. вступят в силу положения частей 6 и 7 ст. 9 этого закона, согласно которым в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) будут обязаны направлять в порядке, установленном Правительством РФ, проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Затем Генеральная прокуратура РФ будет размещать ежегодный сводный план проведения проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Периодичность же внеплановых проверок по определению не может быть установлена заранее, т.к. цель таких проверок - немедленное реагирование и пресечение нарушения, о котором стало известно контролирующему органу.

В настоящее время согласно п. 22.1.1 Регламента основания для проведения плановой или внеплановой выездной проверок являются едиными. В соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 294-ФЗ такое положение будет сохраняться до 1 января 2010 года, поскольку в отношении контроля и надзора в сфере миграции положения данного закона, касающиеся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, временно не применяются.

В дальнейшем организация и проведение внеплановых проверок будут осуществляться в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Предполагается, что внеплановые проверки будут проводиться только по основаниям, установленным ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ. В ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ перечислены основания для отказа в согласовании проверки.

Таким образом, в настоящее время внеплановые проверки проводятся, когда для этого имеются основания, перечисленные в Регламенте. С января 2010 года такие проверки будут проводиться по основаниям, перечисленным в Федеральном законе N 294-ФЗ. Периодичность проведения внеплановых проверок не установлена ни регламентом, ни Федеральным законом N 294-ФЗ, следовательно, они должны проводиться тогда, когда для этого имеются основания, предусмотренные нормативными актами.

Согласно ч. 11 ст. 9, ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ и плановая, и внеплановая проверки могут быть проведены в документарной форме. Поэтому периодичность документарной проверки определяется в зависимости от ее вида: плановая, внеплановая.

Следовательно, с 2009 года плановые проверки должны проводиться не чаще, чем один раз в три года. Периодичность проведения внеплановых проверок не может быть установлена заранее. Они проводятся, когда для этого возникают основания, предусмотренные законом. 

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павленко Виктория,  Кузьмина Анна