Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
В последние годы законодатель взял курс на цифровизацию и автоматизацию закупок, их упрощение для добросовестных участников и достижение максимальной прозрачности проводимых процедур. Эта задача остается актуальной и на 2026 год, о чем свидетельствуют поправки, которые начнут действовать с нового года.
Законное "дробление" малых закупок, освобождение участников от обязанности представлять некоторые документы, новые правила для закупок с малым объемом – об этих и других изменениях пойдет речь в нашей статье.
Для лучшего понимания сути изменений кратко напомним, в чем состоят основные отличия закупочных процедур по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ регулирует закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Его нормы обязательны для всех бюджетных учреждений. Процесс закупок по данному нормативно-правовому акту регламентирован весьма строго: установлены четкие требования к планированию, проведению конкурсов, аукционов, запросов котировок и отчетности.
В отличие от Закона № 44-ФЗ Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупок для субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и иных организаций, занимающихся регулируемыми видами деятельности. Этот закон описывает закупочную процедуру лишь в общих чертах, оставляя ее субъектам гораздо больше свободы и простора для принятия самостоятельных решений. В рамках Закона № 223-ФЗ заказчики сами разрабатывают и утверждают положения о закупках, которые должны соответствовать общим требованиям закона. Это обеспечивает гибкость в выборе процедур, но одновременно повышает значение корпоративных норм и контроля со стороны проверяющих органов.
Теперь перейдем к анализу конкретных нововведений, которые начнут действовать с 2026 года.
Заказчики и исполнители, чья деятельность основана на Законе № 44-ФЗ, с нового года столкнутся со следующими изменениями:
Усиление ответственности участника за достоверность данных.
Измененная норма: ст. 43 Закона № 44-ФЗ. В нее добавлена новая ч. 12.
Закон, которым внесены изменения: п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2025 г. № 138-ФЗ.
Как было раньше: такой нормы в прежней версии закона не было.
Как будет с 2026 года: вступит в силу положение, прямо закрепляющее, что ответственность за недостоверность информации и документов, включенных в заявку, а также за действия, совершенные на их основании, несет участник закупки (п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2025 г. № 138-ФЗ). Данное правило конкретизировано в новой ч. 12 ст. 43 Закона № 44-ФЗ. Другими словами, оправдывать нарушения техническими ошибками или неверными трактовками участникам процедуры станет сложнее.
Обязанность комиссии отстранять недобросовестных участников.
С предыдущим изменением связано еще одно. Законодатель уточнил полномочия закупочной комиссии в случае обнаружения несоответствия участника установленным требованиям или недостоверности представленных им сведений.
Измененная норма: ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2025 г. № 138-ФЗ.
Как было раньше: в старой редакции статья устанавливала единое правило для всего периода до заключения контракта. Заказчик или комиссия по закупкам вправе были отстранить участника или отказаться от заключения контракта с победителем в любой момент до его заключения, если обнаружат несоответствие поставщика установленным требованиям или представление им ложной информации. Норма носила разрешительный характер и не накладывала жестких процедурных границ.
Как будет с 2026 года: новая редакция разделяет процедуру по субъектам ответственности и строгим временным этапам, делая ее обязательной.
На этапе рассмотрения заявок (до определения победителя) комиссия обязана отстранить участника, но только до даты подведения итогов. У нее больше нет права сделать это позже.
На этапе после подведения итогов (до заключения контракта) заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем или иным участником, если нарушение выявили в этот период. При этом перечень оснований расширили: добавили основание о предоставлении недостоверной информации и (или) документов, содержащихся в заявке.
Таким образом, поправки трансформируют норму из разрешительной и единой в императивную, поэтапную и строго регламентированную. Теперь это не право, а прямая обязанность комиссии и заказчика, распределенная по четким временным отрезкам процедуры закупки.
Упрощение подтверждения соответствия через госреестры.
Измененные нормы: пп. "н" и "о" п. 1 ч. 1, пп. 3 и 4 ч. 6 ст. 43, ч. 12.1 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: пп. 2 и 6 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 484-ФЗ.
Как было раньше: участники закупочных процедур должны были документально подтверждать факт отсутствия у них долгов по налогам, а также то обстоятельство, что они не включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Как будет с 2026 года: для подтверждения отсутствия налоговой задолженности и ненахождения в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) участник электронной процедуры вправе просто указать адрес страницы соответствующего общедоступного госреестра. Предполагается, что такая возможность позволит сократить объем прикладываемых документов и снизить риски технических ошибок при их формировании. Данное изменение призвано упростить жизнь добросовестным участникам.
В извещении не нужно больше указывать сроки исполнения отдельных этапов контракта.
Измененная норма: подп. 8 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 484-ФЗ.
Как было раньше: в извещении указывался общий срок исполнения контракта. Если контракт предусматривал отдельные этапы, определяли сроки исполнения каждого из них. Для закупок с неопределенным количеством конкретный механизм не был прописан.
Как будет с 2026 года: для закупок, где количество товара не определено, в извещении не нужно указывать конкретные календарные сроки этапов. Вместо этого их станут определять на основании заявок (требований) заказчика в порядке, предусмотренном самим контрактом. Это делает процедуру более гибкой и соответствующей реальной логике работы по таким договорам.
В извещении больше не нужно указывать цену отдельных этапов исполнения контракта.
Измененная норма: подп. 9 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 484-ФЗ.
Как было раньше: в извещении требовалось указать начальную (максимальную) цену контракта, а также, если этапы были, – цену по каждому из них.
Как будет с 2026 года: для тех же закупок с неопределенным количеством в извещении теперь запрещено устанавливать цены отдельных этапов. Указывается только начальная цена единицы товара/работы/услуги, начальная сумма цен этих единиц и максимальное (предельное) значение цены всего контракта. Это логично, так как объем и время поставок/выполнения работ по этапам заранее неизвестны и будут определяться по заявкам заказчика.
В извещении нужно указать исчерпывающий перечень документов и необходимую информацию, где можно посмотреть недостающие данные.
Измененная норма: подп. 12 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 484-ФЗ.
Как было раньше: в извещении указывали "исчерпывающий перечень документов", подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
Как будет с 2026 года: формулировку уточнили. Теперь в извещении указывается "информация и исчерпывающий перечень документов, которые подтверждают...". Это изменение коррелирует с другим нововведением 2026 года, которое мы описали выше. Заключается оно в том, что участнику дано право вместо предоставления самих документов указать ссылку на общедоступный реестр, где эти сведения уже есть. Таким образом, участник может предоставить либо информацию в виде ссылки, либо документы из утвержденного перечня.
Можно заключать несколько контрактов на однородные товары, работы.
Измененная норма: ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в нее внесена новая ч. 15.
Закон, которым внесены изменения: подп. "г" п. 9 ст. 1 Закона № 484-ФЗ.
Как было раньше: официального разрешения заключать несколько контрактов на однородные товары, работы, услуги в законе не было.
Как будет с 2026 года: появится возможность заключить в пределах установленных годовых объемов и цен контрактов несколько контрактов на однородные товары, работы, услуги. Это решает проблему "дробления" малых закупок.
Разрешено изменение контрактов с единственным исполнителем.
Измененная норма: п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 333-ФЗ.
Как было раньше: запрещалось менять существенные условия контрактов, заключенных с единственным поставщиком.
Как будет с 2026 года: заказчикам предоставлено право по соглашению сторон изменять любые существенные условия контрактов, заключенных на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с единственным исполнителем в силу полномочий.
Отменены годовые ограничения на закупки методом электронного запроса котировок.
Измененная норма: пп. 1 и 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 494-ФЗ.
Как было раньше: суммарный объем закупок за год, проведенных через электронный запрос котировок, был ограничен. Он не мог составлять больше 20% от общего годового объема закупок заказчика (СГОЗ) либо 100 млн руб. Лимит в 100 млн руб. применялся, если СГОЗ за предыдущий год был меньше 500 млн руб.
Как будет с 2026 года: действовавшие ограничения отменены, годовой объем электронных закупок не лимитирован.
Объем и виды работ по контрактам на благоустройство территории можно будет корректировать в соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Измененная норма: пп. 1.2 и 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Закон, которым внесены изменения: п. 1-2 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 333-ФЗ.
Как было раньше: указанный пункт применялся только к контрактам на строительство, реконструкцию, капремонт, снос зданий, геологоразведку, работы по сохранению памятников культуры, а также к контрактам, заключенным по результатам закрытых процедур.
Как будет с 2026 года: можно будет изменить объем и/или виды самих работ по благоустройству, которые нужно выполнить по контракту, например, увеличить площадь отделки, заменить один тип материалов на другой, добавить новые виды работ в рамках общего проекта. При этом общая цена контракта может быть скорректирована не более чем на 10% вверх или вниз от первоначальной. Это изменение должно соответствовать нормам бюджетного законодательства, то есть у заказчика должны быть на это средства в рамках доведенных лимитов. Важно, что меняется именно цена всего контракта, а не стоимость отдельных этапов или единиц.
Одновременно установлено, что п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ к таким контрактам больше не применяется.
Установлено новое основание для изменения срока контракта на строительный контроль.
Изменяемая норма: ч. 1 ст. 95 ФЗ №44-ФЗ, в нее включен новый п. 14.
Закон, которым внесены изменения: ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 333-ФЗ.
Как было раньше: в прежней редакции такое основание для изменения сроков строительного контроля отсутствовало.
Как будет с 2026 года: срок контракта на строительный контроль можно изменить, если меняется срок у основного контракта на строительство/реконструкцию.
Поправки, внесенные в Закон № 223-ФЗ, не столь обширны, но знать, что изменилось, тоже нужно:
В реестр договоров придется включать новые данные для анализа.
Документ, которым внесены изменения: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875.
Как было: нужно было предоставлять меньше информации.
Как будет с 2026 года: если в закупке действовали запреты на иностранное ПО или товары, в реестр необходимо будет вносить:
В список товаров, находящихся под защитными мерами, включили новые пункты.
Документ, которым внесены изменения: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2025 г. № 1326.
Как было: больше товаров было разрешено импортировать.
Как будет с 2026 года: в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875 Перечень № 2 товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения допуска, добавили основные компоненты протезно-ортопедических изделий: стопы, коленные и тазобедренные модули, узлы кисти и др. Это сделано с целью стимулирования развития отечественного производства в социально значимой сфере.
Мониторинг планов закупок у большего числа заказчиков.
Документ, которым внесены изменения: Распоряжение Правительства РФ от 14 августа 2025 г. № 2206-р.
Как было: список организаций, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ, был значительно меньше.
Как будет с 2026 года: список заказчиков по Закону № 223-ФЗ, чьи планы закупок и изменения к ним подлежат обязательной проверке Корпорацией МСП на предмет соблюдения квот для малого и среднего бизнеса, расширили более чем на 200 организаций. В него вошли аэропорты, научно-исследовательские и ресурсоснабжающие организации, что говорит об усилении контроля за поддержкой МСП.
Новая структура отчета о закупках российских товаров, работ и услуг.
Оператор ЕИС анонсировал доработки в формировании годового отчета, требуемого ч. 6 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ. Основные изменения коснулись следующего:
В целом изменения в нормах о закупках 2026 года направлены на обеспечение гибкости процедур и их упрощение. В то же время законодатель усиливает ответственность участников за недобросовестные действия и контроль за соблюдением нормативных актов. Заказчикам уже сейчас стоит проанализировать свою документацию о закупках и привести ее в соответствие с поправками. Поставщикам можно рекомендовать проверить наличие сведений о себе в государственных реестрах и в Единой информационной системе, а также отслеживать практику применения новых норм.