Юридический адрес: в чем опасность массовой регистрации юрлиц
![]() |
Расположение организации может рассказать о ней не меньше, чем наименование. Офис в центре города или в новом элитном здании отлично работает на репутацию. Однако бывает и наоборот, когда адрес дискредитирует фирму в глазах потенциальных партнеров, налоговых органов и банков.
В интернете можно встретить множество объявлений о продаже юридических адресов – значит, спрос на такие услуги существует. Но нужно понимать, что юридический адрес – это не просто формальность. Любой руководитель должен знать, что учесть при выборе места нахождения своей фирмы, и стоит ли обращать внимание на адреса контрагентов.
В материале рассказываем:
- что такое юридический адрес компании;
- какие адреса считаются "массовыми";
- как проверить, не является ли адрес "массовым";
- каковы правовые последствия использования таких адресов при регистрации;
- чем опасны взаимоотношения с контрагентом, зарегистрированным по "массовому" адресу;
- с какими еще сложностями могут столкнуться организации с "массовым" адресом.
Что такое юридический адрес компании
Юридический адрес компании – термин, который постоянно используется в деловом обороте юристами и бизнесменами, однако отсутствует в законодательстве. Законодатель оперирует другим понятием – место нахождения юридического лица. Оно определяется по тому населенному пункту, где проводят государственную регистрацию фирмы (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса). Например, если компанию регистрируют в Туле, то ее местом нахождения является город Тула.
Место нахождения обычно фиксируют в уставе организации. Предполагается, что постоянно действующий исполнительный орган, например, директор, находится в этом же населенном пункте.
При регистрации юридического лица в налоговых органах в заявлении необходимо указать не только населенный пункт, но и конкретный адрес в его пределах (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Он включает в себя сведения о микрорайоне/районе, улице, номере строения, корпусе, номере помещения. В нашем примере это должно быть так: город Тула, улица Советская, дом 54, офис 12.
В уставе улицу, дом, офис указывать необязательно, достаточно прописать населенный пункт, а вот в ЕГРЮЛ включается полная информация. Она является общедоступной: любой человек может найти адрес юридического лица, указанный им при регистрации. Это легко сделать с помощью специального сервиса на сайте ФНС России. Адрес, указанный при регистрации и содержащийся в ЕГРЮЛ, в деловом обороте и называют юридическим. Далее мы будем использовать этот термин именно в таком смысле.
Таким образом, юридический адрес входит в понятие места нахождения юридического лица и конкретизирует его. Юридический адрес имеет для организации важнейшее значение:
- по нему поступает вся корреспонденция, включая письма из налоговой инспекции и от контрагентов;
- предполагается, что именно по этому адресу можно найти представителей организации или связаться с ними тем или иным образом;
- по нему определяется подсудность при рассмотрении судебных споров, а также обслуживающая налоговая инспекция.
Если по адресу регистрации отсутствуют представители организации и какие-либо признаки ее нахождения там, руководитель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по этому адресу. Такие сообщения считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не располагается там.
Отметим, что непосредственно саму деятельность компания вправе вести и в ином месте. Например, директор и бухгалтерия могут располагаться по адресу регистрации фирмы, а производственный цех, торговые точки – по другим. Более того, в качестве юрадреса может выступать даже жилое помещение, где проживает руководитель (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61). ФНС России не должна отказывать в регистрации организации на основании того, что помещение, адрес которого указывает заявитель в качестве юридического, непригодно для хозяйственной деятельности.
В деловом обороте и в договорах также часто можно встретить термин "почтовый адрес". Он не определен законодательством. Нужно понимать, что адрес для направления корреспонденции должен совпадать с юридическим адресом. Именно по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, будут направляться все письма и юридически значимые сообщения.
Вместе с тем, если речь идет о договорных отношениях, стороны могут согласовать, что юридически значимые сообщения, связанные с выполнением договора, они будут направлять исключительно по указанным в нем адресам. В таком случае направление сообщения не по адресу регистрации будет считаться надлежащим (п. 64 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25).
Что такое массовый юридический адрес
Если сразу несколько юридических лиц указали один и тот же адрес при государственной регистрации, говорят о так называемом адресе массовой регистрации, или "массовом" юридическом адресе.
В судебной практике выработано следующее определение адреса массовой регистрации: это адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, который согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61).
Таким образом, можно выделить два критерия, по которым определяется "массовость" адреса:
Регистрация большого числа организаций по нему. ФНС России упоминает в своих документах о пяти фирмах, зарегистрированных по одному адресу. УФНС России по регионам формируют списки адресов массовой регистрации и путем издания соответствующего распорядительного акта устанавливают свой минимальный критерий отбора адреса массовой регистрации (п. 1.2.1 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 29 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/911@). В некоторых регионах это пять или даже две организации по одному адресу, а в некоторых – десять.
Отсутствие связи с юридическим лицом. Связь считается отсутствующей, если, например, представители организации по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометками "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т. п. (подп. 1 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61).
Руководитель налогового органа может принять решение о невключении в список некоторых адресов, напоминающих по признакам "массовые". Речь идет, к примеру, о больших офисных или бизнес-центрах.
Чаще всего руководство компании осознанно идет на выбор массового адреса регистрации. Основная причина для этого – финансовая выгода: зарегистрировать фирму таким образом дешевле, чем снять отдельное помещение или офис.
Как проверить, не является ли адрес массовым
Узнать, не является ли адрес "массовым", можно с помощью сервиса "Прозрачный бизнес" на официальном сайте ФНС России. Достаточно ввести необходимые реквизиты, тогда в поиске появится список юридических лиц, зарегистрированных по адресу.
.jpg)
Приведем пример.
Допустим, нас интересует адрес: город Москва, улица Щербаковская, дом 54. Введем его в поисковую строку. Получаем следующий результат.

Как видим, в помещениях под номерами 219, 171 и VI зарегистрировано по одной организации, а в помещении 152 – две. Адреса не являются "массовыми".
Проверим еще один адрес: город Тверь, Тверской проспект, дом 8.

По этому адресу расположилось сразу 5 организаций:
.jpg)
Его можно назвать массовым, особенно с учетом того, что в Тверской области таковым считается адрес с двумя и более зарегистрированными организациями.
Кроме ресурса на сайте ФНС России, подобную информацию предоставляют некоторые платные сервисы.
Как регистрироваться, чтобы не вызвать подозрения
В случае, когда организация располагается в крупном офисном или бизнес-центре, можно случайно угодить в "ловушку" массового адреса. Обычно в таких больших зданиях расположено очень много организаций, поэтому при регистрации лучше максимально детализировать адрес. Подробные рекомендации на этот счет дает ФНС России в Письме от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@. Так, в п. 14.2.05.60 письма уточняется, что в документах, представляемых на госрегистрацию, при заполнении заявления должны вноситься детальные элементы адреса, являющегося местом нахождения юридического лица:
- дом (владение);
- корпус (строение и т. п.);
- квартира (офис и т. п.).
Правовые последствия использования массового адреса при регистрации
Нельзя однозначно сказать, что "массовый" адрес регистрации – это положительное или отрицательное явление. Сам по себе он не является правонарушением, однако привлекает внимание налоговой инспекции и контрагентов в числе прочих обстоятельств, говорящих не в пользу компании. Далее рассмотрим, какие правовые последствия может повлечь за собой регистрация фирмы по массовому адресу.
Указание массового адреса при госрегистрации фирмы не смутит налоговую инспекцию. Это не может быть причиной для отказа в регистрации. Более того, с марта 2025 года это обстоятельство даже исключили из перечня оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений о юридическом лице (Приказ ФНС России от 10 декабря 2024 г. № ЕД-7-14/1119@). ФНС России указала на то, что такие случаи не всегда говорят о недобросовестности компании. В частности, это касается офисных центров, где располагаются десятки организаций, но формально их адрес подходит под критерии массового.
Однако факт регистрации организации по такому адресу может быть обнаружен налоговой инспекцией в ходе проверок по другим основаниям, в том числе, по запросу заинтересованного лица. В этом случае ФНС России сначала направит директору уведомление о недостоверности адреса. Если руководство компании не представит реальный адрес в течение 30 дней, то далее налоговая инспекция вправе внести в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности данных (п. 4.2 ст. 9, п. 6 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В свою очередь, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента ее внесения является основанием для исключения юридического лица из реестра (подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В то же время суды исходят из того, что исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически реализуют свою деятельность и получают юридически значимые сообщения, не допускается (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2024 г. № Ф-08-2441/2024 по делу № А53-27833/2023).
Таким образом, на практике адрес массовой регистрации можно использовать для госрегистрации юридического лица. Но в этом случае компании следует иметь документы, подтверждающие законность владения этим адресом, например, договор аренды помещения по указанному адресу либо гарантийное письмо от собственника помещения о том, что он не возражает против регистрации. Также важно обеспечивать связь с организацией по этому адресу, возможность получать корреспонденцию. В этом случае риск признания сведений об адресе недостоверными снижается.
Опасность взаимоотношений с контрагентом, зарегистрированным по массовому адресу
Компании должны проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Проводя проверку организации перед заключением с ней сделки, следует насторожиться, если фирма имеет "массовый" адрес. Налоговые органы считают, что регистрация компании по такому адресу – это один из признаков "фирмы-однодневки", которые часто создаются с целью уклонения от уплаты налогов.
"Фирма-однодневка" – это юридическое лицо, которое:
- не обладает фактической самостоятельностью;
- создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
- как правило, не представляет налоговую отчетность;
- зарегистрировано по адресу массовой регистрации.
Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности (Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@).
Налоговые риски при взаимодействии с организацией, зарегистрированной по "массовому" адресу, возрастают, ведь сделку с такой компанией ФНС России может расценить как попытку получения необоснованной налоговой выгоды. Обязанность доказывания получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы. Если они в ходе проверки докажут этот факт, то для организации возможно наступление следующих последствий:
- доначисление неуплаченных налогов и пеней;
- взыскание штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ;
- привлечение к административной ответственности за грубое нарушение бухгалтерского учета (отчетности) (ст. ст. 15.11, 15.15, 15.6 КоАП РФ);
- привлечение к уголовной ответственности при существенном размере недоимки (ст. ст. 198, 199, 199.1 УК РФ).
Использование контрагентом адреса массовой регистрации не лишает сторону сделки права учесть расходы по ней и заявить вычеты. Но ФНС России будет строго оценивать бухгалтерскую и налоговую документацию на предмет искажений, цели совершения сделки, кто исполнил сделку. Таким образом, договорные отношения с такой фирмой означают повышенные риски наступления нежелательных последствий.
Однако сам по себе факт регистрации контрагента по "массовому" адресу не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, а может быть использован лишь как одно из доказательств.
В последнее время судебная практика также исходит из того, что регистрация контрагента по адресу массовой регистрации является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды (недобросовестности).
Пример из судебной практики:
ООО торговало спортивными товарами оптом, закупая оборудование и тренажеры в Китае и на Тайване и реализуя их через маркетплейсы и собственный интернет-магазин. ФНС России провела проверку и доначислила обществу НДС и налог на прибыль в размере 36 млн руб. В частности, налоговая инспекция заподозрила, что одна из организаций-контрагентов:
- не располагала в проверяемом периоде собственной техникой и прочим имуществом;
- не имела работников и других получателей дохода;
- была зарегистрирована по адресу массовой регистрации и фактически там не находилась;
- не размещала в интернете информацию и рекламу о своей деятельности;
- представляла нулевые декларации;
- сдавала налоговую отчетность в электронном виде с компрометированной подписью;
- не перечисляла обществу денежных средств за выполненные работы и т. д.
В связи с совокупностью этих обстоятельств ФНС России пришла к выводу о наличии необоснованной налоговой выгоды у общества.
Суды всех трех инстанций поддержали налоговый орган, указав, что установленные в отношении спорных контрагентов обстоятельства, в числе которых и регистрация по "массовому" адресу, позволяют сделать вывод, что данные организации не осуществляли реальную добросовестную коммерческую деятельность и не исполняли свои налоговые обязательства, в том числе непосредственно по операциям с обществом (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2025 г. № Ф05-932/2025 по делу № А40-74193/2024).
С какими еще сложностями могут столкнуться организации с массовым адресом
С большой долей вероятности на юридический адрес компании обратит внимание и банк, куда организация обратилась для открытия расчетного счета или получения кредита. Кредитные организации избегают взаимоотношений с компаниями, имеющими признаки "фирм-однодневок", одним из которых является регистрация по "массовому" адресу, и соответственно, могут отказать в обслуживании.
На практике организации с "массовым" адресом регистрации также могут столкнуться с отклонением заявок на участие в закупках. Однако судебная практика утверждает, что это неправомерно.
Пример из судебной практики:
ООО решило поучаствовать в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку элементов рельсовых скреплений. Однако заказчик отклонил заявку из-за совпадения адреса регистрации общества с "массовым" адресом регистрации. Заказчик мотивировал отказ тем, что это не соответствует требованиям конкурсной документации. Участник закупки обжаловал отказ в УФАС, которое согласилось с ним, указав, что такой отказ заказчика не соответствует закону. В частности, он пояснил следующее.
Законодательство РФ не закрепляет понятия "массовый" адрес регистрации, а также не устанавливает порядок проверки сведений, подтверждающих регистрацию участника закупки по такому адресу, в связи с чем возможность участия в закупке зависит исключительно от волеизъявления заказчика.
Регистрация участника закупки по адресу "массовой" регистрации не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника запроса котировок исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой участник может быть зарегистрирован по адресу крупного делового центра, на территории которого зарегистрировано большое количество иных организаций (Решение ФАС России от 12 февраля 2024 г. по делу № 223ФЗ-39/24, Предписание ФАС России от 7 февраля 2024 г. № 223ФЗ-39/24).
***
Подведем краткий итог вышесказанному.
Юридический адрес компании – это тот адрес, который указал руководитель в заявлении о государственной регистрации. Он должен располагаться в пределах места нахождения и быть максимально детализированным.
Если по одному адресу зарегистрировано несколько юридических лиц, его называют "массовым". В каждом субъекте установлены свои количественные критерии массовости адреса.
"Массовый" адрес является одним из признаков фирмы-однодневки, поэтому вызывает подозрения у налоговых органов, банков, госзаказчиков и контрагентов.
Сделки с организацией, зарегистрированной по "массовому" адресу, опасны вероятностью признания получения необоснованной налоговой выгоды.
