IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Штрафы вместо лайков: кому и какую рекламу запретили размещать в заблокированных соцсетях

Штрафы вместо лайков: кому и какую рекламу запретили размещать в заблокированных соцсетях

Гостевые дома: новый эксперимент с 1 сентября 2025 года
 © ilixe48 / Фотобанк 123RF.com

По данным многочисленных исследований, современный человек проводит в соцсетях не менее часа ежедневно. Такие ресурсы стали удобным способом общения, поиска развлекательного контента, получения полезной информации и новостей. Кроме того, это еще и эффективный инструмент для продвижения товаров и услуг, которым активно пользуются блогеры и бизнесмены.

Однако из-за сложных геополитических событий последних лет социальные сети находятся под пристальным вниманием государства. Так, в 2022 году некоторые из них были заблокированы на территории РФ, а в 2025 году ограничения расширились.

В статье разбираемся:

Какие социальные сети относятся к запрещенным в РФ

В 2022 году в России ограничили доступ к двум популярным соцсетям с большим охватом аудитории – Facebook и Instagram (обе соцсети принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ). Блокировку ресурсов инициировала Генпрокуратура. Причиной стал инцидент с призывами к насилию против российских граждан, в том числе военнослужащих. Также на указанных площадках были зафиксированы случаи дискриминации отечественных СМИ и информационных ресурсов. В настоящее время получить доступ к указанным соцсетям для личного пользования можно только при помощи сервисов VPN, что государство также не поощряет.

Санкции за поиск экстремистских материалов, в том числе через VPN:

С 1 сентября россиян начнут штрафовать за поиск экстремистской информации в интернете. Нарушителям могут назначить штраф в размере 3-5 тыс. руб. Привлекать к ответственности будут только тех пользователей, которые умышленно ищут запрещенную информацию в сети. При этом неважно – проводился поиск контента в рунете или за его пределами через VPN.

Кроме того, появятся санкции за распространение рекламы VPN:

  • для граждан – 50-80 тыс. руб.;
  • для руководителей компаний – 80-150 тыс. руб.;
  • для организаций – 200-500 тыс. руб.

Публичные организации и крупный бизнес отказались от ведения аккаунтов в запрещенных соцсетях практически сразу после их блокировки. Они переместились в отечественные аналоги – Вконтакте, Дзен, а также в Telegram. Однако компании среднего и малого бизнеса, несмотря на блокировку, до сих пор работают на этих площадках: ведут аккаунты, размещают рекламу, отзывы клиентов, каталоги товаров и услуг, снимают рилсы и т. д. С 1 сентября 2025 года им следует быть максимально осторожными, чтобы не получить штраф. 

Напомним, Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей, чтобы отслеживать исполнение интернет-площадками обязанностей по выявлению и блокировке противоправного контента. В перечень попадают только те ресурсы, на которых пользователи распространяют информацию при помощи персональных страниц, а также рекламу, направленную на российских потребителей. При этом ежедневная посещаемость должна составлять не менее 500 тыс. человек в сутки. Все соцсети обязаны иметь форму обратной связи, чтобы пользователи могли пожаловаться на размещение запрещенной информации. За несоблюдение норм о самоконтроле грозят штрафы до 8 млн руб. Сейчас реестр содержит порядка 15 наименований соцсетей, среди которых:

  • ВКонтакте;
  • Одноклассники;
  • TikTok;
  • Likee;
  • YouTube;
  • Telegram;
  • LiveJournal;
  • Пикабу;
  • Pinterest;
  • Дзен;
  • RuTube;
  • Twitch и т. д.

При этом некоторые из соцсетей, хоть и не запрещены в России, но нарушают закон. Из-за этого Роскомнадзор вводит ограничения на отдельные функции. Например: Telegram – не запрещен, но ограничены голосовые звонки; Youtube – работает в замедленном режиме, но пока не заблокирован. TikTok тоже разрешен, но компания сама ввела ограничения на загрузку и просмотр нового видеоконтента для российских пользователей.

Ограничения на голосовые вызовы в иностранных мессенджерах:

В середине августа власти приняли новые меры по защите россиян от мошенников. Роскомнадзор ограничил голосовые вызовы в иностранных мессенджерах. Речи о блокировке других функций пока не идет.  

Такое решение стало реакцией на отказ иностранных мессенджеров, включая Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), соблюдать требования российского законодательства. В частности, они не предоставляют информацию по запросам правоохранительных органов ни по массовым случаям мошенничества, ни по фактам планирования и совершения терактов на территории нашей страны. Хотя аналогичные требования по запросам зарубежных спецслужб оперативно выполняются.

Как отметило Минцифры России на своем сайте, доступ к услугам звонков в иностранных мессенджерах будет восстановлен в случае выполнения ими требований по соблюдению российского законодательства. "Решение Роскомнадзора поможет эффективнее противостоять злоумышленникам, сделать общение в интернете безопаснее и снизить риск финансовой ответственности для операторов связи, которую они могут нести в случае действий мошенников. Для пользователей при этом доступны отечественные аналоги иностранных сервисов с защищенной инфраструктурой", – подчеркивалось в сообщении.


 

Запрещены в РоссииРазрешены в России

Instagram, Facebook  (принадлежат Meta,
признанной экстремистской и запрещенной в РФ)
Twitter (X)
LinkedIn
Viber
Discord Reddit

Вконтакте
Дзен
Одноклассники
Rutube
TenChat
Looky
Likee
Pinterest
LiveJournal
Telegram
TikTok
Youtube
Twitch

 


Список запрещенных ресурсов может изменяться в зависимости от решений контролирующих органов. И даже среди разрешенных соцсетей встречаются те, которые регулярно или периодически нарушают требования законодательства, за что расплачиваются штрафами. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" Роскомнадзор принимает решения об информировании пользователей некоторых соцсетей о том, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства РФ. Соответствующие оговорки действуют, в частности, для Telegram и Youtube.

Власти РФ ограничивают доступ к нежелательным социальным сетям, в первую очередь, руководствуясь соображениями информационной безопасности и защиты информационного пространства от вмешательства извне. "Этим решением мы защищаем интересы нашей страны и граждан, перекрываем один из источников дохода для владельцев запрещенных информационных ресурсов", – прокомментировал поправки председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Ограничения для госорганов и банков:

С 1 июля этого года запрещено использование принадлежащих иностранным юридическим лицам или иностранным гражданам информационных систем и программ для ЭВМ, используемых для обмена электронными сообщениями между пользователями. Ограничение на коммуникацию с россиянами через зарубежные мессенджеры касается:

Перечисленным субъектам запрещено направлять гражданам электронные сообщения через иностранные мессенджеры при выполнении своих должностных полномочий. Речь идет о любом прямом взаимодействии с гражданами и организациями, в том числе по инициативе самих клиентов. Имеются в виду сообщения, адресованные конкретному пользователю.

При этом, например, можно вести телеграм-каналы для размещения общедоступной информации, но без возможности прямого взаимодействия с пользователями посредством направления ответов на комментарии или реакции.

Письмо Минцифры России от 10 июня 2025 г. № П12-11425-ОГ "О рассмотрении обращения"


Новый закон о запрете рекламы в заблокированных соцсетях

С 1 сентября 2025 года в запрещенных социальных сетях нельзя размещать рекламу. Такое ограничение введено Федеральным законом от 7 апреля 2025 г. № 72-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и Федеральный закон "О рекламе". Он дополняет ст. 5 Закона о рекламе новой частью 10.7.

На какие ресурсы распространяются поправки:

Запрет касается информационных ресурсов:

  • иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России (их перечень ведет Минюст России на своем сайте);
  • общественных и религиозных объединений, а также иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской деятельности и терроризму (их список тоже есть на сайте Минюста России);
  • ресурсов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Принятие закона стало следующим шагом по защите информационной безопасности страны после блокировки нежелательных соцсетей и установления запрета на рекламу у иностранных агентов. Главная его цель – предотвращение финансирования экстремистских организаций.

Как пояснил первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин, поправки о запрете рекламы на заблокированных ресурсах ни для кого не должны стать сюрпризом. Эти меры неоднократно обсуждались на разных площадках, где блогеров призывали уходить из запрещенных соцсетей и уводить оттуда свою аудиторию. "Многие сделали это добровольно, а кто-то продолжает упорствовать и верить в сказки о том, что владельцы заблокированных соцсетей раскаялись и ничего дурного нашим гражданам не желают", – отметил он.

Депутат пояснил, что запрет рекламы в заблокированных соцсетях является абсолютным и распространяется на всех физических и юридических лиц, на всех рекламодателей и рекламораспространителей, независимо от языка, на котором рекламируются товар или услуга, и от аудитории, которой она адресована. Форма рекламы также не имеет значения: посты, сторис, рилсы, видеоролики и др. – все находится под запретом.

Комментарии и посты будут проверяться регулятором с применением автоматического анализа и ручного разбора в случае каких-либо сомнений и спорных ситуаций.

Ответственность за игнорирование запрета:

Специального состава для этого правонарушения не предусмотрено. Размещение рекламы в запрещенной соцсети будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ как нарушение законодательства о рекламе. За это применяются санкции в виде административного штрафа в следующих размерах:

  • для физических лиц, например, блогеров, – от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц (например, руководителей компаний, имеющих бизнес- аккаунты) – от 4 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц (например, рекламных агентств) – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Причем штраф назначат за любой случай нарушения, то есть, за каждый рекламный пост, сторис или рилс.


Что относится к рекламе и как ее отличить от информирования

Информация, размещаемая в социальных сетях, может иметь самую разнообразную форму: посты, сторис, перепосты, фото, видеоролики, рилсы, ссылки на сторонние аккаунты и ресурсы и др. Первый вопрос, который возникает применительно к новому запрету, – что из этого считается рекламой?

Следует ориентироваться на критерии, установленные законом. Реклама – это информация, которая:

  1. Направлена на привлечение внимания к товару, услуге, торговой марке, изготовителю или продавцу, мероприятию и любому другому объекту информирования.
  2. Направлена на формирование и поддержание интереса к услуге. Рекламе свойственна яркая эмоциональная окраска способа подачи информации.
  3. Направлена на продвижение на рынке. Для рекламы характерно наличие призыва к приобретению товара или пользованию услугой, указание на конкретные способы приобретения, наличие ссылок, любых эмоционально окрашенных фраз, побуждающих совершить покупку: "Успейте приобрести!", "Количество ограничено!", "Скидки только до 1 числа" и т. п.
  4. Адресована неопределенному кругу лиц, не персонифицирована (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Применить эти критерии на практике и отличить рекламу от простого информирования в соцсетях помогут два документа:

  1. Приказ ФАС России от 14 ноября 2023 г. № 821/23 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы".
  2. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2025 г. № 1087 "Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 МНЕНИЕ

Штрафы вместо лайков: с 1 сентября размещать рекламу в заблокированных соцсетях будет запрещено
Фото: личный архив эксперта

Максим Ковалевскийюрист компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры"

"Для определения понятия рекламы Приказ ФАС России является очень важным документом, который в целом дает понимание, как разграничивать просто информацию и информацию, признаваемую рекламой, даже если усматривается сочетание всех обозначенных критериев в том или ином посте. 

В частности, в п. 3 этого руководства указывается, что следует понимать под неопределенным кругом лиц: это те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Открытые каналы и группы в соцсетях отвечают этому критерию. Что касается закрытых каналов с ограниченным числом участников, то это спорный вопрос. Информация может выйти за пределы этого канала".


В свою очередь, юрист, генеральный директор юридической компании СБПР Екатерина Браун напомнила про Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2023 г. № 1087, которое устанавливает четкие критерии для определения, является ли информация, размещенная в интернете, рекламой. Они помогут более точно разграничивать понятия информирование и реклама. Новые критерии распространяются на информацию, размещаемую на маркетплейсах и сайтах-агрегаторах, в поисковых системах и социальных сетях с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей.

Комплексный анализ этих двух документов позволяет выделить те виды информации, которые не относятся к рекламе:

1. Справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, например:

  • результаты выдачи поисковиков по запросу пользователей;
  • каталоги товаров, работ, услуг (это информация, сгруппированная по определенным рубрикам без нарушения визуального единообразия и единого стиля представления информации в соответствующей рубрике, представляющая собой однотипный набор кратких информационных сведений о лицах и производимых или реализуемых ими товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах);
  • информация производителя или продавца о товарах, услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях, размещенная на официальном сайте или на страницах в соцсетях. Эта информация должна быть предназначена для информирования посетителей страницы в соцсети об ассортименте, ценах и скидках, правилах пользования и др., а не для привлечения внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделения среди однородных товаров, работ, услуг;
  • личное мнение или отношение к какому-либо товару, работе, услуге пользователя на персональной странице при условии отсутствия чрезмерных описаний товара, его достоинств, призывов к покупке.

2. Объявления физических или юридических лиц, не связанные с предпринимательской деятельностью, например:

  • сообщения о бесплатной передаче вещей, животных;
  • сообщения о продаже физическими лицами принадлежащих им вещей для личного потребления;
  • отзывы о товарах, работах, услугах, обзоры;
  • объявления работодателей о приеме на работу без размещения сведений, привлекающих внимание к конкретному товару, работе, услуге, лицу.

Важно!

Для отнесения информации к рекламной не имеет значения, платили деньги за размещение рекламы или нет.


Несмотря на подробное описание в законе и подзаконных актах критериев и признаков рекламы, на практике может быть сложно отличить рекламу от информации другого рода.

ФАС России ранее составляла рекомендации для рекламораспространителей и рекламодателей, касающиеся разграничения рекламной информации в интернете от иной. Руководство касалось маркировки интернет-рекламы, введенной в сентябре 2022 года, но некоторые советы актуальны и в свете нынешних поправок, так как признаки рекламы не изменились:

Штрафы вместо лайков: новый запрет на размещение рекламы в заблокированных соцсетях с 1 сентября

Эксперт Максим Ковалевский поясняет, что в вопросе разграничения рекламы и информирования в социальной сети все зависит от конкретного поста, изначальной цели размещения информации и ситуации его появления. "В некоторых случаях можно довольно быстро определить, что информация является рекламной – например, пост содержит явный призыв к приобретению конкретных товаров или услуг, при этом автор поста не является продавцом или исполнителем. В некоторых же случаях это довольно проблематично. Между рекламой и просто информацией часто существует очень тонкая грань, зависящая от формулировок и стиля изложения. Каждый случай размещения информации индивидуален. Кроме того, нельзя не учитывать и возможную ошибочность субъективной оценки такой информации как рекламной или не рекламной", – подчеркивает он.

 МНЕНИЕ

Штрафы вместо лайков: с 1 сентября размещать рекламу в заблокированных соцсетях будет запрещено
Фото: личный архив эксперта

Анастасия Кочетова, IT и IP-юрист RTMGroup

"Обзоры, по общему правилу, не относятся к рекламе при соблюдении ряда критериев:

• блог принадлежит конкретному лицу и имеет конкретную тематику;
• регулярно публикует обзоры;
• обозревает несколько товаров;
• у обзоров единый стиль без выделения какого-либо товара/услуги среди прочих равных;
• рассказывается как о преимуществах, так и о недостатках продуктов, проектов и услуг;
• отсутствует призыв к покупке (ссылки, промокоды и т. д.).

Обзор может быть признан рекламным при несоблюдении указанных критериев. Например, если он выбивается из тематики блога, – допустим, если среди обзоров блогера-книголюба о книгах, их сюжетах, преимуществах и недостатках вдруг появляется обзор известных игрушек, указывается ссылка на магазин продавца, где их можно приобрести.

Таким образом, блогерам-обозревателям следует быть аккуратными. При соблюдении всех требований можно размещать публикации и в запрещенной сети.

Является ли рекламой отзыв, размещенный на личной странице пользователя социальной сети? Например, блогер рассказывает о посещенном им мероприятии или о покупке новой камеры, или о студии массажа в сторис.

Согласно позиции ФАС России, информация на личной странице пользователя соцсети, содержащая его личное мнение или отношение к какому-либо товару/услуге, которая не формирует интерес к нему, не может быть признана рекламой. Она размещается в справочно-информационных целях. Однако, важно понимать, что если такая информация чрезмерно и эмоционально окрашена (например, блогер снял 10 сторис, в которых освещает достоинства товара/услуги, рассказывает о его невероятных свойствах, дает рекомендации) или есть призыв к покупке (промокод, дополнительная скидка и т. д.), то это будет признано рекламой.

Так произошло в деле, рассматриваемом УФАС Удмуртской республики. Регулятор признал рекламными многочисленные публикации, размещенные на личной странице в социальной сети "Вконтакте". В них говорилось о товарах/услугах различных рекламодателей. Пример такой публикации: "Дрифт картинг Crazydrift: запомните это место, сюда можно всей семьей, всем классом, отметить день рождения ребенка, причем кататься могут и дети, и взрослые, и 4-летняя Жасмин быстро освоила руль. Эмоции, радость, чувство скорости и драйв, дети в восторге, мы тоже, если вы назовете мою фамилию <…>, для вас будет 10% скидка".

Автор оспаривала рекламный характер публикаций, указав, что она писала отзывы. ФАС России не согласилась с такой позицией. Публикации были признаны рекламными, размещенными с нарушением требований законодательства (ч. 16 ст.18.1 Закона о рекламе)".


Нужно ли удалять старую рекламу?

С таким вопросом обратилась Ассоциация блогеров и агентств в Федеральную антимонопольную службу. ФАС России опубликовала разъяснения, в которых указала, что старая реклама не подпадает под действие нового запрета. Но если рекламные материалы были опубликованы до 1 сентября 2025 года и в их отношении совершаются действия по повторному распространению, то их можно расценить как длящееся правонарушение.

К признакам распространения рекламы после 1 сентября 2025 года относятся, например:

  • гиперссылка, хештег и т. п. к рекламе в другом посте, публикации в социальной сети или ином информационном ресурсе, где была размещена реклама, владельцем страницы или иным лицом;
  • репост рекламы, ранее размещенной в социальной сети, владельцем страницы или иным лицом, в том числе на информационные ресурсы, на которых не запрещается размещение рекламы;
  • размещение рекламы в закрепленных сообщениях;
  • распространение рекламы с помощью рекомендательных механизмов социальных сетей после 1 сентября 2025 года;
  • указание в рекламе на предложения, акции и скидки, действующие на товары и услуги после 1 сентября 2025 года.

Таким образом, удалять всю старую рекламу не нужно, но попытки ее актуализировать и продвигать могут привести к нежелательным последствиям.

"Ранее мы рекомендовали нашим клиентам в принципе удалить все посты рекламного характера из запрещенных соцсетей, так как усматривали потенциальные риски получить штраф даже за те публикации, которые совсем старые и неактуальные. Сейчас же, после озвучивания ФАС России позиции по данному вопросу, мы решили несколько поменять свой подход. Ключевой момент: в отношении старого рекламного поста не должно осуществляться действий, которые контролирующий орган сочтет как повторное распространение рекламы (например, репосты, обновление поста и т. п.). Тем не менее мы все равно полагаем, что удаление старых постов –объективно наилучшая подстраховка", – отметил Максим Ковалевский.

 МНЕНИЕ

Штрафы вместо лайков: с 1 сентября размещать рекламу в заблокированных соцсетях будет запрещено
Фото: личный архив эксперта

Екатерина Браун, юрист, генеральный директор юридической компании СБПР

"Бизнесменам, которые ведут социальные сети для продвижения своего бизнеса, целесообразно рассмотреть изменение контент-плана на тех площадках, где реклама запрещена. Например, задействовать личный бренд (не является рекламой рассказ о бизнесе от первого лица) или перейти в категорию информирования о товарах и/или услугах, избегая продающих слоганов или ссылок.

На разрешенных же каналах целесообразно перейти в категорию рекламы, допуская прямые и активные продажи.".


Как владельцам аккаунтов в запрещенных соцсетях избежать штрафа?

Закон не запрещает вести аккаунты в заблокированных соцсетях после 1 сентября 2025 года. Их необязательно удалять, однако необходимо пристально следить за содержанием публикуемой информации – она не должна носить рекламный характер. Можно публиковать полезные познавательные посты, новости, обзоры, описания товаров – главное, чтобы не было явных призывов к покупке.

Владельцам активных аккаунтов в запрещенных соцсетях имеет смысл, не откладывая, пересмотреть свою рекламную политику. Чтобы свести к минимуму риски привлечения к административной ответственности, рекомендуется:

  • перестать размещать новую рекламу;
  • начать использовать для рекламы альтернативные площадки, разрешенные в РФ;
  • не прибегать к платному продвижению;
  • следить за правоприменительной практикой – как и за что будут штрафовать по новому закону.

Максим Ковалевский пояснил: "Законодательного запрета на использование аккаунтов для размещения сугубо информационных постов нет. Самое главное, чтобы эти посты не были рекламными – вот на это запрет как раз прямой. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что именно реклама является хорошим инструментом продвижения товаров и услуг на рынке, поэтому в любом случае также рекомендуем осваивать российские площадки для этих целей, в том числе и по причине того, что нередко возникают сложности с идентификацией постов как рекламных".

 МНЕНИЕ

Штрафы вместо лайков: с 1 сентября размещать рекламу в заблокированных соцсетях будет запрещено
Фото: личный архив эксперта

Алексей Пак, генеральный директор рекламного и продюсерского агентства PurpleDoor

"Крупные компании, которые боятся риска, уже давно ушли из запрещенных сетей. Мелкий бизнес тоже перейдет на другие площадки, либо ему придется закрываться.

Эффективная реклама будет на Youtube, TikTok и в Telegram. Там будет скапливаться основная аудитория. Они вполне себе эффективные, но они не универсальны, поэтому не всем бизнесам подойдет. Но я ожидаю основной переход аудитории именно на эти площадки. Telegram себя утвердил как дорогой, но эффективный инструмент для продвижения товаров и услуг и как монетизационная площадка для блогеров и каналов".


***

Подведем краткие итоги вышесказанному: с 1 сентября 2025 года в России строго запрещена реклама в заблокированных социальных сетях – Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ) и др. За размещение новых рекламных материалов на таких ресурсах предусмотрена ответственность в виде административного штрафа. Удалять старую рекламу необязательно, но чтобы избежать ответственности владельцам аккаунтов нельзя повторно распространять ее – сохранять в "закреп", ставить гиперссылки, делать репосты и т. д. Также необходимо следить за тем, чтобы в профиле не было информации с явным призывом к покупке или выделением конкретных товаров, услуг. 

Документы по теме:

Читайте также: