Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
В теплое время года все больше горожан предпочитают личному и общественному транспорту электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие мобильные средства передвижения. В мегаполисах с развитой транспортной инфраструктурой они уже могут составить конкуренцию автомобилям и автобусам. Своей мобильностью, экологичностью, экономичностью, простотой управления такой транспорт привлекает спешащих по делам жителей.
Но за кажущимся удобством скрывается и большая опасность – современные модели электросамокатов, например, могут развивать большую скорость, а значит, возрастает вероятность аварийных ситуаций (наездов на пешеходов, столкновений с автомобилями и т. п.). По данным МВД России, только за 9 месяцев 2023 года было зарегистрировано 2647 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ), что на 215,9% превышает показатели аналогичного периода 2022 года. В результате аварий погиб 31 человек (+ 63,2%), а ранения получили 2723 (+ 213%) человека.
Наибольшая доля ДТП с участием СИМ зафиксирована в июле прошлого года (20,3%) и августе (23%), как и наибольшее число погибших (по 25,8%).
Чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения при использовании СИМ, предлагаем вспомнить:
На этих и других вопросах остановимся более подробно.
Несмотря на то что электросамокаты, сигвеи, гироскутеры и т. п. развивались на протяжении многих лет и последние годы уже активно использовались, правовой статус такие средства получили только в прошлом году. 1 марта 2023 года в ПДД появились нормы, присвоившие транспорту специальный статус – "средства индивидуальной мобильности" и сделавшие его полноправным участником дорожного движения.
Согласно абз. 56 п. 1.2 ПДД, под средством индивидуальной мобильности понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).
В качестве примеров приведены:
В этом году в одном из рассмотренных дел Верховный Суд Российской Федерации подчеркивал, что электросамокат является именно транспортным средством. Как и любое другое ТС, оно предназначено для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Причем если речь идет о мощном устройстве, параметры которого схожи с установленными для автомототранспортных средств (к примеру, рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальная конструктивная скорость более 50 км/ч, либо максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт и максимальная конструктивная скорость более 50 км/ч и т. п.), то на него может потребоваться и водительское удостоверение соответствующей категории. Так, например, электросамокат, имеющий двигатель мощностью 0,5 кВТ (то есть более 0,25 кВт), по своим техническим характеристикам относится к транспортным средствам, право управления которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением соответствующей категории (Постановление ВС РФ от 5 февраля 2024 г. № 48-АД24-1-К7).
Если электросамокат имеет мощность мотора более 0,25 кВт и развивает максимальную скорость свыше 25 км/ч, то по своим характеристикам он уже относится к мопедам, право на управление которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением (п. 4 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения в РФ). А само упоминание таких транспортных средств в понятии "средства индивидуальной мобильности" не исключает того, что конструктивные и технические особенности могут характеризовать их и в качестве мопедов (постановление Третьего КСОЮ от 05 февраля 2024 г. по делу № 16-362/2024, постановления Седьмого КСОЮ от 15 января 2024 г. по делу № 16-9/2024 и от 17 ноября 2023 г. по делу № 16-5299/2023).
ПДД подразделяет лиц, управляющих СИМ, на 3 возрастные группы:
При этом от возраста лица, управляющего СИМ, зависит то, по каким частям дороги оно может передвигаться:
В ПДД прямо указано, что во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, передвигающихся на СИМ, пешеходы имеют приоритет (п. 24.6 ПДД). Однако в абз. 2 п. 4.1 ПДД упоминается случай, когда пешеходы все же должны уступить дорогу водителям СИМ – тогда, когда в отсутствие тротуаров, пешеходных и велопешеходных дорожек или обочин (или если по ним невозможно двигаться) они вынуждены идти по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. В последнем случае следует учитывать, что пешеходы и лица, ведущие СИМ, при движении по краю проезжей части должны двигаться в противоположных направлениях: пешеходы – навстречу движению транспортных средств, а СИМ – по ходу их движения (абз. 3 п. 4.1 ПДД).
Кроме того, в жилой зоне пешеходы хоть и имеют преимущество, но не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения лиц, использующих СИМ (п. 17.1 ПДД). Напротив, если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) создает угрозу опасности или помехи для движения пешеходов, то лицо, использующее СИМ, должно спешиться или снизить скорость до такой, с которой движутся пешеходы (абз. 2 п. 24.6 ПДД).
Наконец, электросамокатчикам предписано руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов и сигналами светофора в виде силуэта пешехода или велосипеда, либо светофора с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненного прямоугольной табличкой белого цвета с изображением на ней черного велосипеда.
В свою очередь, при совмещенном движении автомобилей и СИМ приоритет отдается лицам, использующим СИМ. Так, водитель должен уступить дорогу лицам, использующим СИМ, при:
Равными обязанностями на дороге водители автомобилей и лица, управляющие СИМ, обладают только при выезде из жилой зоны – и одни, и вторые должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
При пересечении проезжей части вне перекрестка лицами, использующими для передвижения СИМ, они обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (п. 24.6.1 ПДД). В каких еще ситуациях самокатчики должны уступить дорогу, а в каких имеют приоритет, – узнайте из инфографики.
Отдельные особенности предусмотрены при движении СИМ в велосипедной зоне. Так, лица, использующие СИМ, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Но при соблюдении ряда требований, в числе которых: запрет на движение по встречной полосе, на выезд для обгона или объезда на полосу встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы (п. 9.1.1-9.2 ПДД); соблюдение дистанции до движущегося впереди ТС, позволяющей избежать столкновения, и необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения (п. 9.10 ПДД), и т. д.
Запреты и ограничения для СИМ можно условно разделить на 2 группы – общие, которые применяются к любым транспортным средствам, и специальные, связанные именно с движением СИМ. Так, к первой группе относятся запреты на:
Некоторые нормы устанавливают прямые запреты для СИМ, например, на:
Что касается ограничений, то они распространяются, во-первых, на скорость движения – не более 25 км/ч (п. 24.6 ПДД), а в жилых, велосипедных зонах и на дворовых территориях, по общему правилу, – не более 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). А во-вторых, на движение по правому краю проезжей части – оно допускается только в один ряд (п. 24.5 ПДД).
Оговорка есть и для случаев использования СИМ в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся СИМ должны быть включены фары или фонари (п. 17.3 ПДД). Кроме того, водителям рекомендуется, а вне населенных пунктов – требуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств (п. 24.10 ПДД).
Поскольку СИМ являются транспортными средствами, на них распространяются все основные нормы КоАП, предусматривающие санкции за нарушение ПДД.

Перед использованием СИМ крайне важно подробно изучить приложенную к ТС инструкцию по эксплуатации. Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 70514-2022 "Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 6 декабря 2022 г. № 1446-ст), к каждому СИМ должна быть приложена инструкция по безопасному использованию. Это может быть брошюра, руководство или инструкция по эксплуатации, буклет или другой аналогичный материал физического характера (п. 19.4 ГОСТа).
В числе рекомендаций, которые производитель должен дать пользователям, – советы:
Также пользователям СИМ следует избегать прыжков с препятствий, таких как бордюры или ступеньки, – нужно предвидеть и адаптировать свою траекторию и скорость движения к траектории пешехода, прежде чем преодолевать эти препятствия. Рекомендуется сойти с СИМ, когда препятствия становятся опасными из-за своей формы, высоты или проскальзывания.
"Информация о практических основах и безопасном использовании может быть предоставлена производителем на веб-сайте", – подчеркивается в ГОСТе.
Часть положений ГОСТа касается инструкции по сервисному обслуживанию и уходу, включая информацию о том, где пользователь может найти квалифицированную мастерскую по сервисным операциям, которые не может сделать самостоятельно (например, замена изношенных деталей, электронных компонентов) (п. 19.5 ГОСТа).
Отметим, региональное законодательство может содержать дополнительные положения, касающиеся СИМ. Например, в Москве установлены Технические требования к велосипедам (включая велосипеды с электродвигателем) и средствам индивидуальной мобильности, используемым курьерами для доставки на территории города Москвы, Приложение 2 к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 11 апреля 2024 г. № 61-02-196/24. Так, СИМ, используемые курьерами в столице, должны быть оборудованы идентификационными номерами с параметрами, достаточными для фиксации городскими камерами, а также устройством, обеспечивающим возможность определения местоположения ТС для передачи телематических данных о его поездках в ГИС ЕРНИС. На СИМ должны быть исправны тормозная система, звуковой сигнал, передняя фара и задний фонарь, габаритные огни (при наличии). Применяется стандартное ограничение максимальной скорости движения СИМ – до 25 км/ч.
Более того, требования предъявляются даже к внешнему виду СИМ – на нем не должно быть видимых следов коррозии, загрязнений и лишних элементов вроде полиэтиленовых пакетов, используемых не для перевозки вещи, картонных коробок для перевозки в них сумки курьера, конструкций для защиты от ветра и иных элементов.
МВД России в своих лекциях "Передвигайся ответственно и безопасно", разработанных совместно с ФКУ "Научный центр безопасности дорожного движения" для проведения сотрудниками Госавтоинспекции занятий со школьниками, тоже перечисляет меры безопасного передвижения на СИМ. Особый акцент делается на:
Несмотря на то что правовой статус СИМ и ПДД для них уже урегулированы законодательно, доля происшествий с их участием остается высокой. Кратное увеличение парка самокатов влечет за собой и кратный рост аварийности. Поэтому в преддверии сезона наибольшей активности использования данного вида транспорта увеличивается количество законодательных инициатив и предложений по совершенствованию норм о СИМ.
Так, в апреле текущего года сенаторы внесли в Госдуму законопроект об ужесточении ответственности за правонарушения, связанные с использованием СИМ. Речь идет о новых статьях КоАП РФ, устанавливающих штрафы для лиц, использующих СИМ, о дополнительных частях к уже действующим статьям кодекса и точечных корректировках текущих норм. Так, например, за управление СИМ в состоянии опьянения предусмотрен штраф в размере 20-30 тыс. руб., за превышение установленной скорости движения СИМ – дифференцированные в зависимости от величины превышения скорости штрафы от 500-800 руб. за превышение от 5 до 10 км/ч до 4-5 тыс. руб. при превышении скорости на более чем 20 км/ч. Наказывать планируется и за оставление лицом, использующим для передвижения СИМ, места ДТП, участником которого он являлся (штраф – 4-5 тыс. руб.).
Кроме того, может появиться отдельная ответственность для лиц, использующих СИМ, за нарушение требований:
Если поправки примут, штрафовать начнут и за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке СИМ – штраф составит 500-800 руб. Также предлагается скорректировать нормы о нарушениях ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, добавив в них упоминание СИМ. Так, нарушение ПДД или правил эксплуатации СИМ, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, повлечет штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Если же будет причинен средней тяжести вред здоровью, то сумма штрафа возрастет до 10-15 тыс. руб.
Также в новых статьях планируется установить ответственность за:
К слову, похожую инициативу разработали и депутаты Госдумы. Они тоже предлагают закрепить отдельную ответственность для водителей СИМ за самые распространенные среди них нарушения ПДД – вождение в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости, создание помех пешеходам, выезд на полосу встречного движения и передвижение на одном электросамокате вдвоем. Законопроект направлен в Правительство РФ для получения отзыва.
Вопросами обеспечения безопасной эксплуатации СИМ озадачены и представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В конце марта они провели круглый стол на эту тему, по итогам которого сформировали перечень вопросов, нуждающихся в дополнительной проработке. 10 апреля в Правительство РФ был направлен протокол с рекомендациями, касающимися:
Вместе с тем члены СПЧ просят обратить внимание органов власти всех уровней на соблюдение прав и законных интересов лиц с инвалидностью и лиц старшего возраста при развитии инфраструктуры для безопасного использования СИМ и сертификации СИМ, предназначенных для передвижения инвалидов. А к реализации просветительских программ и мероприятий МВД России и Минпросвещения России по пропаганде безопасной эксплуатации СИМ несовершеннолетними предлагают привлечь Минкультуры России.
В качестве контрольного показателя "дорожной карты" планируется установить снижение удельной травмоопасности при ДТП с участием СИМ до уровня, сопоставимого с травмоопасностью при ДТП с участием легковых автомобилей или ниже его.
Среди других предложений и рекомендаций, которые в ходе обсуждения темы нормативного регулирования использования СИМ высказывали представители отрасли:
Такие меры озвучил зампредседателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артём Шейкин на конференции о нормативно-правовом регулировании использования СИМ 23 мая 2024 года. Также он анонсировал планы по созданию федерального реестра СИМ в рамках реализации "дорожной карты" Минтранса России, формированию системы контроля, надзора и управления движением СИМ, а также реализации мер по организации парковок для них.
По данным статистики, с 2020 года общее количество СИМ выросло в 5 раз, а число поездок увеличилось в 12 раз. Поэтому вопрос совершенствования нормативного регулирования СИМ и в целом повышения безопасности движения такого вида транспорта в настоящее время приобретает особую актуальность.
Документы по теме:
Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения"
Читайте также:
Езда без номеров: какая ответственность ждет водителей?
Для мотоциклистов предлагают снизить плату за проезд по автомобильным дорогам
С 1 сентября 2024 года могут появиться новые составы аптечек для оказания первой помощи