Новости и аналитика Аналитические статьи Стоп, пожар: ключевые требования пожарной безопасности для жильцов многоквартирных и частных домов и санкции за их нарушение

Стоп, пожар: ключевые требования пожарной безопасности для жильцов многоквартирных и частных домов и санкции за их нарушение

Стоп, пожар: ключевые требования пожарной безопасности для жильцов многоквартирных и частных домов и санкции за их нарушение
tinkerfrost / Depositphotos.com

В осенне-зимний период традиционно возрастают риски возникновения пожаров, сопровождающихся гибелью людей. По статистике, озвученной на днях в ходе онлайн-конференции директором Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринатом Еникеевым, в этот период по сравнению с летним количество пожаров в зданиях и сооружениях увеличивается в среднем в 2 раза, а число случаев гибели людей в результате пожаров – в 2,5 раза. При этом 92% таких случаев имеют место именно в жилом секторе – на МКД приходится порядка 35-38% от общего количества пожаров, а остальная доля – на сельские, одно- и двухквартирные жилые дома, включая коттеджи, избы, бараки и т. п.

Чем новые правила противопожарного режима отличаются от ранее действовавших? Со сравнительной таблицей соответствующих нормативных правовых актов можно ознакомиться в системе ГАРАНТПолучите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Российское законодательство содержит достаточно правовых норм, касающихся обеспечения пожарной безопасности, – соответствующим вопросам посвящены отдельные федеральные законы – от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". Кроме того, часть положений, затрагивающих тему обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе, содержат Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170.

В связи с повышенными рисками возникновения пожаров в осенне-зимний период, когда более активно эксплуатируется газовое оборудование, а для дополнительного отопления все чаще применяются автономные электроприборы, не лишним будет вспомнить о самых важных требованиях пожарной безопасности в жилом секторе и действующих санкциях за их нарушение.

 

Требования пожарной безопасности

Актуальные требования пожарной безопасности, включающие как общие положения, так и нормы, непосредственно касающиеся зданий для проживания людей, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее – Правила). Документ вступил в силу с 1 января 2021 года. Он содержат нормы, относящиеся к обеспечению пожарной безопасности не только в квартирах и домах, но и на межквартирных лестничных площадках, чердаках, лестницах, в лифтах, лифтовых и иных шахтах, коридорах, подвалах и т. п.

Общие требования

В частности, Правилами предусмотрены запреты на:

  • хранение и применение на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке, отходов любых классов опасности и других пожаровзрывоопасных веществ и материалов (под. "а" п. 16 Правил);
  • размещение и эксплуатацию в лифтовых холлах кладовых, киосков, ларьков и других подобных помещений, а также хранение горючих материалов (подп. "в" п. 16 Правил);
  • размещение мебели, оборудования, других предметов на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтаж межбалконных лестниц, заваривание люков на балконах и лоджиях квартир (подп. "ж" п. 16 Правил);
  • использование чердаков, технических, подвальных и цокольных этажей, подполья, вентиляционных камер и других технических помещений для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и различных предметов (подп. "б" п. 16 Правил).

При этом, если первые два требования не вызывают вопросов, то последнее настораживает жильцов МКД, владеющих помещениями индивидуальных кладовых, расположенных в цокольных этажах и подвалах МКД, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в МЧС России. В связи с этим министерство в своем Письме от 26 февраля 2021 г. № ИГ-19-580 пояснило, что указанный запрет согласуется с ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса, согласно которой эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями проектной документации. Таким образом, подп. "б" п. 16 Правил не запрещает использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов в случае, если это предусмотрено проектной документацией. Аналогичное разъяснение чуть ранее представило Главное управление МЧС по г. Москве в своем Письме от 22 октября 2020 г. № ИГ-108-465, указав, что рассматриваемая норма не касается помещений индивидуальных кладовых, расположенных в цокольных этажах и подвалах МКД, являющихся таковыми в соответствии с проектной документацией, а распространяется только на те помещения, которые имеют иное функциональное назначение, не предполагающее хранения вещей.

 

Коридоры, лестничные клетки

Часть запретов касается лестничных клеток – там нельзя устраивать кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (подп. "к" п. 16 Правил). Внешние блоки кондиционеров тоже недопустимо размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах и на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток (подп. "м" п. 16 Правил).

Более того, п. 27 Правил указывает на недопустимость размещения на путях эвакуации и эвакуационных выходах различных изделий, оборудования, отходов, мусора и других предметов, препятствующих безопасной эвакуации, а также на запрет блокировать двери эвакуационных выходов. Эти требования актуальны для проходов, коридоров, тамбуров, галерей, лифтовых холлов, лестничных площадок, маршей лестниц, дверных проемов, эвакуационных люков. Также запрещено фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре (подп. "г" п. 27 Правил). А п. 29 Правил запрещает устанавливать в МКД приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). Послабление сделано только для тамбуров выходов из зданий – общий запрет на размещение в них сушилок и вешалок для одежды, гардеробов, на хранение, в том числе временно, инвентаря и материалов не касается квартир и индивидуальных жилых домов (подп. "в" п. 27 Правил).

Аналогичные нормы, вводящие запрет на размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, содержатся в п. 3.2.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170.

Отметим, несмотря на то что в соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме – межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), это не дает им права использовать эти помещения способами, не соответствующими законодательству. Ведь ст. 34 Закона № 69-ФЗ возлагает на граждан обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а эти требования конкретизированы в Правилах, обязательных для применения в том числе и собственниками жилых помещений в МКД.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, ст. 38 Закона № 69-ФЗ, осуществляемое управляющей организацией по договору с собственниками, отвечающими за нарушение требований пожарной безопасности, управление МКД должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Подпункт "е" п. 11 Правил № 491 предусматривает в деятельности по содержанию общего имущества принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности.

Таким образом, обязанность обеспечивать исполнение требований, связанных с использованием общего имущества в МКД, лежит не на инспекторах государственного пожарного надзора – по словам Рината Еникеева, они не наделены правом проводить надзорные мероприятия в жилище (за исключением тех случаев, когда в жилище совершается преступление, и через органы судебной власти дознаватель или следователь могут произвести неотложные следственные действия), – а на управляющих компаниях и на самих жильцах. Последние должны соблюдать нормы Правил, а УК – предпринимать необходимые меры по содержанию наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистке от снега и наледи в зимнее время (подп. "а" п. 17 Правил), а также организовывать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний эвакуационных лестниц и ограждений на крышах с составлением протокола и внесением соответствующей информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (подп. "б" п. 17 Правил). Отметим, требование о ведении журнала эксплуатации систем противопожарной защиты введено с начала текущего года впервые – его форма и порядок ведения не утверждены, они определяются руководителем организации самостоятельно, допускается его ведение в электронном виде (Письмо МЧС России от 14 января 2021 г. № ИГ-19-54).

Эксперт подчеркнул, что при проверках подъездов на наличие нарушений правил пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора ведут работу с представителями управляющих компаний. Однако если УК не могут сами повлиять на жильцов, и меры предупреждения о необходимости убрать коляски, велосипеды, самокаты, санки и другие личные вещи с лестничных клеток и общих коридоров не имеют успеха, то УК вправе обратиться в орган государственного пожарного надзора, который применит меры государственного принуждения. "Инспектор согласует соответствующую проверку с органами прокуратуры, или если это касается гражданина – без согласования с органами прокуратуры может возбудить дело об административном правонарушении, рассмотреть его и применить меры административного воздействия к правонарушителю. Принцип действия – как у участкового уполномоченного", – пояснил Ринат Еникеев.

Помимо этого, УК имеют право на обращение в суд с иском об устранении нарушений прав собственников помещений МКД, что опосредовано их обязанностями по содержанию общедомового имущества с учетом прав и интересов всех собственников помещений в МКД. Наличие у УК правомочий на обращение в суд с иском об устранении нарушений прав собственников помещений в МКД подтверждено Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2015 г. № 306-ЭС14-6558 и Определением ВС РФ от 17 июля 2020 г. № 305-ЭС19-20516(5).

 

Газовое оборудование

Отдельная норма Правил посвящена требованиям безопасности при эксплуатации газовых приборов – в частности, запрещается пользоваться неисправными газовыми приборами, а также газовым оборудованием, не прошедшим технического обслуживания в установленном порядке, оставлять газовые приборы включенными без присмотра, за исключением газовых приборов, которые могут или должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя.

Имеются ограничения и на расстояние для размещения мебели и других горючих предметов и материалов возле бытовых газовых приборов – такое расстояние по горизонтали должно быть не менее 0,2 м (за исключением бытовых газовых плит, встраиваемых бытовых газовых приборов, устанавливаемых в соответствии с технической документацией изготовителя), а по вертикали при нависании предметов и материалов над бытовыми газовыми приборами – не менее 0,7 м (п. 40 Правил). Помимо этого, при использовании бытовых газовых приборов запрещается их эксплуатация при утечке газа, присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента и проверка герметичности соединений с помощью источников открытого огня (п. 87 Правил).

 

Курение на балконе

Что касается курения в квартирах и на балконах, то Правила не содержат прямого запрета на это, но при этом относят непотушенную сигарету к источникам открытого огня, использование которого на балконах или лоджиях квартир, а также оставление без присмотра запрещено (п. 85 Правил). "Курить как бы можно, а бросить бычок с балкона нельзя", – пояснил Ринат Еникеев. Отметим, МЧС России придерживается такой точки зрения, согласно которой Правила не ограничивают свободу граждан на употребление табака, в том числе различных электронных сигарет и испарителей на балконах или лоджиях собственных квартир и направлены, в первую очередь, на повышение культуры безопасности граждан и, как следствие, снижение количества пожаров, а также сокращение количества случаев гибели на них людей. "Вместе с тем, в случае наступления общественно опасных последствий, повлекших возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение вреда здоровью человека, причиной которых явились брошенный вниз окурок, вылетевшая горящая искра, попавшие на балкон либо в открытое окно другой квартиры (помещения), законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность", – отмечается в Письме МЧС России от 26 февраля 2021 г. № ИГ-19-546 "О рассмотрении обращения". 

Предотвратить возможные конфликты соседей в части курения на балконах и лоджиях может организация в изолированных помещениях общего пользования МКД специальных мест для курения, оборудованных системами вентиляции. Это возможно на основании решения собственников имущества в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее – Закон № 15-ФЗ).

А вот в лифтах и помещениях общего пользования МКД, помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах, точно курить нельзя – соответствующий прямой запрет содержится в п. 10 ст. 12 Закона № 15-ФЗ. Как ранее разъяснял Роспотребнадзор в Информации от 28 июля 2017 года, подземная автопарковка, расположенная в подвальном помещении МКД, относится к общедомовому имуществу и является помещением общего пользования, соответственно, курить на ее территории тоже не стоит.

 

Иные требования

Остальные предписания носят общий характер и равноценно относятся как к жителям МКД, так и к собственникам частных домов. Речь идет, например, о запретах на:

  • эксплуатацию электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия;
  • пользование розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
  • эксплуатацию светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией, а также обертывание электроламп и светильников с лампами накаливания бумагой, тканью и другими горючими материалами;
  • использование электрических утюгов, плит, чайников и других электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты, или предусмотренных их конструкцией терморегуляторов;
  • использование нестандартных (самодельных) электрических электронагревательных приборов и удлинителей для их питания, применение некалиброванных плавких вставок или других самодельных аппаратов защиты от перегрузки и короткого замыкания;
  • оставление без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательных и других бытовых электроприборов, в том числе находящихся в режиме ожидания, если технической документацией изготовителя не предусмотрена возможность их работы в круглосуточном режиме (п. 35 Правил).

В числе требований, затрагивающих жилые помещения, – также запреты на: устройство в квартирах производственных и складских помещений для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменение их функционального назначения; использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир; оставление без присмотра источников открытого огня (свечей, непотушенных сигарет, керосиновых ламп и т. п.); хранение баллонов с горючими газами в квартирах и жилых помещениях зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2, на кухнях, путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных и подвальных этажах, на чердаках, балконах, лоджиях и в галереях (п.п. 85-86 Правил).

Эксперт в ходе мероприятия обратил внимание на то, что те граждане, которые загромождают свой балкон, ничего не нарушают, если они не хранят там взрывоопасные горючие жидкости, газы и другие запрещенные правилами пожарной безопасности вещества и предметы. В противном случае, а равно и в случае применения на балконах открытого огня, у соседей или УК есть основание для обращения по этим фактам в органы прокуратуры или пожарного надзора.

Наконец, новые Правила существенно расширили меры по обеспечению беспрепятственного подъезда пожарной техники к жилым домам в случае возникновения пожара – с этого года стоянка автотранспорта запрещена не только на крышках колодцев пожарных гидрантов, как ранее, но также и в местах вывода на фасады зданий, сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для установки пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники (п. 49 Правил).

 

Ответственность за нарушение требований

Согласно ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

  • собственники имущества, а для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда – квартиросъемщики или арендаторы, если иное не предусмотрено договором;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В указанной статье упоминается о возможности применения за нарушение требований пожарной безопасности мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. К собственникам жилых помещений в МКД и частных домов чаще всего применяются административные санкции, закрепленные в ст. 20.4. КоАП. Напомним, в ней предусмотрены наказания за:

  • нарушение требований пожарной безопасности – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 2-3 тыс. руб., на должностных лиц – 6-15 тыс. руб., на ИП – 20-30 тыс. руб и юрлиц – 150-200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), повышенные санкции предусмотрены за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а также за повторное совершение правонарушения на объекте защиты из числа категорий чрезвычайно высокого, высокого или значительного рисков (ч. 2-2.1 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – грозит штрафом для граждан в сумме 4-5 тыс. руб., для должностных лиц – 40-50 тыс. руб., для ИП – 50-60 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 30 суток, для юрлиц – 350-400 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 30 суток (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, – наказание в виде штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток предусмотрено только для юрлиц (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Что касается уголовной ответственности, закрепленной в ст. 219 Уголовного кодекса, то она относится только к тем лицам, на которых лежит обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. В норме идет речь о:

  • нарушениях требований пожарной безопасности, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – за это деяние может быть назначен штраф в размере до 80 тыс. руб., либо ограничение свободы или принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового;
  • тех же деяниях, повлекших по неосторожности смерть человека, – предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • тех же деяниях, повлекших по неосторожности смерть 2 или более лиц – может грозить лишением свободы на срок до 7 лет.

 

Судебная практика

Несмотря на то что новые правила противопожарного режима действуют меньше года, уже нарабатывается судебная практика по отдельным нормам этих правил. Наибольшее распространение получили споры по п. 16 Правил, содержащему ряд запретов для объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, к которым относятся и жилые помещения.

Так, например, уже имеются судебные дела, инициированные управляющими компаниями в отношении конкретных собственников квартир в МКД, по итогам которых последним было предписано:

Также в судебной практике встречаются случаи разбирательств региональных управлений МЧС России с управляющими компаниями по поводу нарушений последними правил пожарной безопасности в МКД и невыполнения необходимых мер по ее обеспечению – например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г. № 08АП-10533/21 по делу № А70-9298/2021, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 г. № 11АП-14023/21 по делу № А49-5214/2021, Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июня 2021 г. по делу № 16-3591/2021 и т. д.

Высказывались суды и по поводу курения на балконах. Но единство мнений по этому вопросу пока не достигнуто – некоторые суды приходили к выводу о том, что это недопустимо в случае, если нарушает права иных жильцов (Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 августа 2018 г. по делу № 33-12165/2018), а другие – утверждали, что сам по себе факт вредного воздействия табачного дыма не свидетельствует о повреждении здоровья истца по причине курения соседей, а также о злоупотреблении правом со стороны курильщика (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2019 г. по делу № 33-13210/2019). В ряде дел в пользу лиц, пожаловавшихся на доносящийся из соседней квартиры табачный дым, была присуждена компенсация морального вреда (Определение ВС РФ от 7 ноября 2017 г. № 67-КГ17-16).

 

Профилактика пожаров

По словам Рината Еникеева, органы государственного пожарного надзора работают с представителями жилищного сектора исключительно через меры профилактики, которая представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (абз. 16 ст. 1 Закона № 69-ФЗ). Эксперт отметил, что это – комплексная задача, реализацией которой помимо МЧС России занимаются и другие органы и организации. Напомним, согласно ст. 3 Закона № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в функции которой входит в том числе организация и осуществление профилактики пожаров, относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с российским законодательством. И задача пожарной службы – консолидировать все усилия чиновников, общественных организаций и граждан с целью снижения уровня рисков возникновения пожаров в жилом секторе.

В ходе мероприятия были перечислены наиболее действенные меры профилактики пожаров:

  • система оповещения о пожаре (по словам представителя МЧС России, в настоящее время проводится работа по пропаганде оборудования каждого дома, каждой квартиры беспроводным автономным дымовым пожарным извещателем, по повышению спроса на такие извещатели, а также дымовые датчики, самоспасательные капюшоны и т. п.);
  • формирование в крупных гипермаркетах уголков безопасности;
  • установка автономных датчиков не только в строящемся жилье, но и в уже эксплуатирующихся зданиях (по статистике министерства, за период с начала 2020 года и по настоящее время в результате самосрабатывания автоматических пожарных дымовых датчиков было спасено более 1 тыс. человек).

Вместе с тем, Ринат Еникеев подчеркнул, что любые мероприятия, в том числе в рамках профилактики пожаров, будут действенны только тогда, когда будет достаточное финансирование, поэтому сейчас ведется работа по созданию целевых федеральных, региональных и муниципальных программ субсидирования, направленных на поддержание противопожарного состояния населения – точнее той его части, которая в этом нуждается, но в силу низких доходов не имеет возможности потратиться на обеспечение пожарной безопасности своего жилья. Предполагается, что в рамках этих программ будет решаться, кому починить печь, кому провести ремонт электропроводки или обслуживание электрокабелей, где усилить процесс газификации, кому оказать помощь в оснащении дымовыми датчиками и другие конкретные задачи.

Кроме того, продолжится работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в части сокращения избыточных требований для бизнеса и усиления обязательных требований при строительстве МКД и одноквартирных жилых домов, в том числе связанных с предупреждением взрывов газового оборудования. Этой работе будет сопутствовать деятельность по решению проблем занятости населения, реализации программ переезда из аварийного жилья в нормальное, проблем выдачи жилищных сертификатов, сопровождающихся расселением в непригодное для проживания жилье, проблем процесса газификации и т. д., поскольку последние косвенно могут влиять на понижение социального статуса семей, а это, как показывает анализ, сказывается на статистике пожаров – только 15-17% людей, пострадавших при пожаре, относятся к категории граждан с высоким доходом, а остальные имеют низкий социальный статус и уровень материального благополучия.

Наконец, чиновник дал несколько практических советов по обеспечению пожарной безопасности жилья – начиная от необходимости хотя бы раз в год приглашать электрика для осмотра электрооборудования (подтяжки контактов, замены неисправных автоматических выключателей, проведения замеров сопротивления изоляции, осмотра других электроустановочных изделий, используемых в быту) и заканчивая применением наряду с традиционными автоматическими выключателями, которые предохраняют от пожаров, и устройств защиты отключения, предохраняющих от удара электрическим током, оборудования нового поколения – устройств защиты от дугового пробоя и искрения, которые профилактируют большие переходные сопротивления. Эксперт рекомендует установить такое устройство дома на электрощитке, а, по возможности, – и на каждой розетке, чтобы предохранить себя от несчастного случая, который может произойти в результате действия электрической силы, даже тогда, когда не сработает предохранитель. В дальнейшем планируется найти в действующем законодательстве место для регулирования порядка сертификации устройств защиты от дугового пробоя, например, включив соответствующие нормы в техрегламент низковольтного оборудования, для последующего внедрения таких устройств в эксплуатируемые здания.

Также эксперт предостерег собственников жилых помещений от рисков, которые часто становятся причиной возгорания, – злоупотребление алкоголем и оставление детей без присмотра. Он призвал быть особо бдительными с огнем в ночное время, а также в выходные и праздничные дни, поскольку, по статистике, именно в эти периоды возрастает число пожаров в жилом секторе. Например, за неделю с 1 по 7 ноября текущего года доля пожаров увеличилась на 19% по сравнению с их числом в тот же период 2020 года, хотя показатели гибели людей на пожарах остались аналогичными прошлогодним.

Не стоит забывать, что п. 2 Правил предписывает гражданам при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (будь то задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) немедленно сообщить об этом в пожарную охрану – это можно сделать по единому номеру телефона 112 или по номеру для вызова службы пожарной охраны 101 – с указанием наименования объекта защиты, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию. До приезда пожарников целесообразно принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей – меры по тушению пожара в начальной стадии.

Особое внимание следует уделить и информированию населения о предстоящем зимнем периоде и сопутствующих ему рисках. "Чем больше мы говорим о деле обеспечения пожарной безопасности, противопожарной защищенности территорий, объектов и населения, тем выше становится уровень защиты наших граждан", – подытожил Ринат Еникеев.

 

***

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Но реализацией этой функции должны заниматься не только уполномоченные на это органы власти всех уровней, но и сами граждане, ведь мера соблюдения установленных законодательством правил, нормативов, стандартов и требований пожарной безопасности очень высока – это жизнь и здоровье человека. Поэтому повышение рисков возникновения пожаров в осенне-зимний период влечет за собой и необходимость повышения уровня личной ответственности каждого гражданина за обеспечение исправности используемых им бытовых электроприборов, газового и электрооборудования и т. д. и требует ответственного отношения к мерам пожарной безопасности как в своем жилье, так и на территориях общего пользования.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

Утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

Они должны будут применяться с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.

С 1 марта 2022 года вводятся новые программы обучения мерам пожарной безопасности

С 1 марта 2022 года вводятся новые программы обучения мерам пожарной безопасности

В частности, установлены типовые программы повышения квалификации руководителей организаций, ИП и ответственных за обеспечение пожарной безопасности и других лиц.

Оценка пожарного риска: оформляем отчет по результатам

Оценка пожарного риска: оформляем отчет по результатам

Требования к отчету будет предъявляться с 1 января 2022 года.

Регламент противопожарной безопасности в 2021 году

Регламент противопожарной безопасности в 2021 году

В связи с очередной реформой контрольно-надзорной деятельности были внесены поправки в нормативно-правовые акты, регулирующие государственный пожарный надзор. Наталья Обухова, эксперт службы правовой и налоговой поддержки компании "Гарант", расскажет о новых правилах.