Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| aallm / Depositphotos.com |
Туристическая отрасль – одна из тех отраслей российской экономики, которая в числе первых попала под удар новой коронавирусной инфекции. Речь идет об ударе не только вирусном, медицинском – ведь первая вспышка заболеваемости в России стала последствием возвращения граждан из зарубежных путешествий, но и ударе финансовом – из-за распространения COVID-19 по всему миру текущие туры пришлось прервать, а запланированные на более поздний срок – отменить или перенести. В таких условиях туроператоры, турагенты, перевозчики и другие участники рынка туристических услуг понесли серьезные убытки.
С какими трудностями столкнулись туркомпании, какие меры поддержки им оказывает государство и каковы перспективы развития туризма в России в ближайшие месяцы, рассмотрим подробнее.
Текущее положение
В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки развитие туристического бизнеса оказалось под серьезной угрозой. По оценкам экспертов, только в первые месяцы пандемии спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25%, а после закрытия границ многими государствами – упал практически до нуля. В ходе проведенного на прошлой неделе круглого стола АНТОР-АТОР "О туризме после пандемии COVID-19" директор по маркетингу Управления по развитию туризма Шарджи Сергей Канаев, анализируя текущее положение дел в сфере мирового туризма, условно выделил четыре этапа развития отрасли в условиях пандемии:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
"Думаю, будет правильным сказать, что мы сейчас находимся где-то в начале третьего этапа – то есть свеча колеблется, показывает направления движения, но окончательного выхода мы еще не видим" – подчеркнул эксперт.
На практике компании столкнулись не только с образованием серьезного кассового разрыва из-за того, что перед началом ограничительных мер были выплачены крупные суммы налогов и имеются предоплаты по всему миру, но и с многочисленными требованиями туристов вернуть депозиты по турам. На это указала Анна Пшишылны, руководитель тревел-клуба Itinero Travel, который специализируется на дальнем зарубежье и на "непакетных" направлениях (Южная Америка, США, Исландия). "Стоит учесть, что наши собственные ресурсы полностью исчерпаны, огромные суммы денег заморожены по всему миру в виде холдов, которые никто не торопится размораживать, находясь на самоизоляции или карантине (Япония, Бразилия). Мы оказались "между молотом и наковальней", когда туристы просят немедленный возврат, а менеджмент со стороны подрядчиков не может выполнить наши требования. В итоге клиенты начинают с нами судиться и угрожать закрытием компании", – отметила она.
Начальник клиентского отдела онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru Дарья Торопова отметила, что об адаптации туриндустрии к новым экономическим условиям говорить сложно, но, тем не менее, оказавшись в ситуации, когда продажи упали до нуля, компании работают над решением возникающих проблем и строят планы оперативного выхода из сложившегося кризиса. В свою очередь, руководитель компании Intui travel Aлёна Балахничева подчеркнула, что из-за неясности, как будет "угасать" заболеваемость, правительства пострадавших от коронавируса стран мира не могут сообщить четких дат снятия ограничений. Поэтому у турбизнеса пока нет возможности рационально спланировать свою дальнейшую деятельность.
Меры поддержки, предложения представителей отрасли
Понимая, что турбизнес сам не сможет справиться с возникшими трудностями, государство решило ввести ряд мер поддержки – преимущественно для малого и среднего бизнеса, ИП. Полный перечень актуальных мер поддержки для предприятий туристской отрасли в середине мая сформировал и представил на своем сайте Ростуризм. В него включены как общие меры, предусмотренные для всех отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии, так и специальные. В частности, речь идет о (об):
Для предприятий туристической отрасли, относящихся к крупному бизнесу, предусмотрен более узкий перечень мер поддержки. Он включает: возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов, продление лицензий и разрешений, беспроцентные кредиты на выплату зарплат, моратории на банкротство, на налоговые санкции и на проверки, налоговые каникулы, исчисление сроков в целях применения налогового законодательства, исполнение обязательств по кредитам и займам в связи с днями, объявленными нерабочими.
Отметим, 22 мая Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий очередные поправки, связанные со сферой туризма. Речь идет о наделении Правительства РФ правом уменьшать размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, устанавливать особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице, а также временно приостанавливать обязательства туроператоров по возврату туристам уплаченных денежных сумм.
Но бизнес считает, что принятых мер недостаточно. "Вернее, заявленных мер было бы достаточно, если бы их могли получить нуждающиеся. Но на практике для получения помощи существует множество критериев, требований, соответствовать которым могут немногие компании", – подчеркнула Алёна Балахничева. Между тем, Дарья Торопова полагает, что самым эффективным решением на данный момент может стать поправка, отражающая возможность для туроператоров переносить даты несостоявшихся туров. Также она выступает за расширение прямых вливаний ликвидности в отрасль через субсидии определенных категорий затрат компаний. "В пакетных турах это может быть субсидирование возвратов по оплаченным турам через дополнительное инвестирование фонда персональной ответственности, но с более широкими условиями по сравнению с теми, которые были реализованы в апреле по распоряжению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. № 898-р по турам с 31 марта по 1 июня", – отметила начальник клиентского отдела онлайн-сервиса Travelata.ru.
Анна Пшишылны говорит, что реальной помощью в текущих условиях могло бы стать и введение отсрочки от судебных разбирательств, а также установление обязанности турагентов и операторов всех стран работать удаленно и заниматься решением вопросов с клиентами. Вместе с тем, она выступает за отмену НДС по ставке 20% на рекламу в соцсетях. Директор туроператора "Полярная Аврора" Сергей Луговой также признал несовершенными предоставляемые меры поддержки отрасли. "Брать кредиты на зарплаты? Можно, но ведь их надо будет отдавать, а отдавать после провального сезона не выйдет. Отмена аренды в части муниципальных объектов? Немногие снимают помещения у муниципалов. Отсрочка по налогам и их отмена во II квартале? Не с чего платить налоги, так как во II квартале были одни возвраты. В итоге ничего из вышеперечисленного не пригодилось", – заключил он.
Комплекс мер по развитию туристической отрасли после пандемии COVID-19 предложили и общественники, разработав и опубликовав на портале Российских общественных инициатив программу1 развития отрасли с конкретными предложениями по следующим направлениям:
Авторы общественной инициативы уверены, что указанные меры позволят увеличить вклад туристической отрасли в экономику России с 3% до 11% ВВП в течение пяти лет. "Доля России на международном рынке туризма в случае принятия данной программы вырастет с менее чем 1% до 3%", – подчеркивается в тексте инициативы.
Постковидный рестарт туризма, перспективы развития отрасли в ближайшие месяцы
По мнению экспертов, перспективы развития туристической отрасли после пандемии пока неоднозначны. У представителей туриндустрии надежды на этот год мало – почти все туристические компании признают, что летний сезон для них уже потерян, поскольку дальние и дорогие поездки россияне планируют минимум за полгода. "Чтобы купить выгодные авиабилеты и отели, период бронирования начинается за восемь месяцев до старта путешествия", – подчеркнула Анна Пшишылны. 2021 год – тоже под вопросом, так как компаниям придется "отрабатывать долги", оказывая услуги по несостоявшимся в текущем году турам, перенесенным на следующий год. По мнению Дарьи Тороповой, на восстановление потребуется не менее полутора-двух лет.
МНЕНИЕ
![]() |
| Фото: личный архив автора |
Алёна Балахничева, СМО компании Intui.travel:
"Далее все будет зависеть от экономики в стране и уровня доходов населения. Но для восстановления компаний потребуются конкретные меры от государства – например, снижение налогов хотя бы на год, что позволит компаниям не поднимать стоимость турпродукта на дополнительные затраты, связанные с новыми санитарными требованиями. Надо понимать, что это – не потеря доходов для государства, а одна из мер спасения отрасли. Это и рабочие места, и будущие доходы".
Что касается туристического сезона, то в России еще не утвержден конкретный график запуска внутреннего, въездного и выездного туризма, но федеральные власти все чаще начинают высказываться на эту тему. Так, 25 мая на заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин анонсировал постепенное снятие ограничений для российского туризма начиная с 1 июня. В первую очередь, послабления коснутся санаториев с медицинской лицензией, которые смогут возобновить свою работу с начала лета. "На следующем этапе, при благоприятной эпидемиологической обстановке, можно будет говорить о запуске курортов в полном объеме", – подчеркнул премьер-министр. Но временные рамки следующего этапа пока не обозначены.
Руководитель направления краткосрочной аренды "Авито.Недвижимость" Артём Кромочкин, как и большинство представителей отрасли, уверен, что трендом этого года станет внутренний туризм. "Люди, уставшие от продолжительного режима самоизоляции, уже начинают совершать короткие поездки на выходные. Самолету в текущей ситуации россияне предпочитают автомобиль – с его помощью можно спонтанно уехать из города одному или небольшой компанией. Следовательно, в ближайшее время актуальными станут туристические места, поездка в которые напрашивалась, но долго откладывалась, например, Суздаль, Ярославль, Владимир и другие", – уверен эксперт. По его мнению, вместо гостиниц путешественники отдадут предпочтение более экономичным вариантам – например, апарт-отелям или квартирам, где можно приготовить еду, не посещая кафе или рестораны. Что касается длительных отпусков, то вместо традиционного пляжного отдыха в Сочи или Крыму, россияне уже подбирают альтернативные варианты, не требующие перелета. "В этой связи популярность набирают глэмпинги и другие типы жилья для отдыха на природе, которые позволят сохранить социальную дистанцию", – отметил он.
Глава Управления по туризму Великобритании в России Татьяна Хорешок в ходе круглого стола АНТОР-АТОР "О туризме после пандемии COVID-19" проанализировала предполагаемые тенденции спроса на туристические услуги в части видов туризма, перевозок и питания. По ее словам, сейчас турбизнес делает ставки на индивидуальные путешествия и путешествия в небольших группах. Вероятно, путешественники будут отходить от того, чтобы пользоваться общественным транспортом и большими туристическими автобусами. Ожидается спрос на автомобильные путешествия и путешествия на небольших автобусах (не более 15-17 человек). Туристы будут стремиться проживать в небольших отелях, где будет обеспечена возможность дистанцироваться от большого количества людей. "Но в любом случае туры должны будут отвечать требованиям государства, включая требования безопасности путешественников", – заключила эксперт.
Однако и в организации внутреннего туризма многие видят сложности. Например, Дарья Торопова выделяет проблемы с логистикой. "Если рассматривать такие направления, как Байкал, Алтай или Камчатка, куда мечтают попасть даже россияне, то групповых туров туда почти нет. Более того, стоимость билета на самолет такая высокая, что дешевле полететь в Европу", – отмечает она, добавляя, что из-за расположения достопримечательностей далеко от аэропортов для туристов необходимо организовывать дополнительный трансфер. "С учетом всех составляющих – транспорта, проживания, услуг сопровождающих лиц – получается недешево, и поэтому организовать массовый турпоток просто невозможно", – считает эксперт. В свою очередь, Анна Пшишылны отметила, что Россия как направление не пользуется высоким спросом у клиентов компании – в частности, из-за цен и рисков (клещи, ненадежный транспорт и уровень услуг). "К сожалению, условия бронирования у наших российских подрядчиков остаются достаточно недружелюбными – полная оплата за два месяца до заезда либо некоторые регионы (например, Кавказ) сейчас вовсе не хотят видеть туристов", – отметила она.
Туркомпании ожидают и новых санитарно-эпидемиологических требований в части организации отдыха. По данным сервиса бронирования жилья для отдыха Tvil.ru, предоставленным директором по развитию и коммуникациям Оксаной Шустиковой, уже сейчас отельеры ведут подсчеты предполагаемых расходов. "Так, санаторию нужно примерно 100 тыс. руб. в день только на маски и 1,5 млн руб. на тесты в месяц для персонала. И таких бюджетов нет у российских санаториев и отельеров, поэтому все ждут послаблений со стороны Роспотребнадзора", – добавила она.
Что касается стоимости турпутевок, то предполагается их рост. "Не исключено, что поначалу сильного скачка и не случится, цены удержат для восстановления потока, но в перспективе участникам турбизнеса все равно придется как-то покрывать свои убытки за период простоя", – прокомментировала Дарья Торопова. В частности, цены могут возрасти из-за роста курса валют по отношению к рублю, из-за усложнения правил для отельеров и авиакомпаний – дополнительные расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований будут закладываться в цену туров. Авиабилеты на дальние направления тоже могут подорожать, поскольку сейчас обсуждается загрузка самолетов только на 50%.
"Новые санитарные требования как в России, так и в других странах, однозначно повышают операционные расходы компаний. С другой стороны, эти же компании остро нуждаются хоть в каком-то денежном потоке. Соответственно, возможно ожидать даже каких-либо скидок. И решения – работать пока не в убыток, но и без прибыли – будут принимать руководители на уровне своих предприятий", – считает Алёна Балахничева. Но скидки и акции предприниматели готовы предоставлять только в том случае, если хотя бы временно будет снижена налоговая нагрузка и другие местные сборы.
Очевидно, что в настоящее время не стоит ждать и активного развития въездного и выездного туризма. Несмотря на постепенное восстановление некоторыми странами авиасообщения с другими государствами, почти везде введены посткоронавирусные меры в области туризма, предусматривающие обязательное прохождение пребывающими путешественниками 14-дневного карантина. Поэтому с учетом обычной продолжительности туров россиян в зарубежные страны, не превышающей 10-14 дней, иностранные туроператоры не ожидают большого потока туристов из России в ближайшие месяцы. Так же, как и отечественные туркомпании не ждут высокого спроса на свои услуги со стороны иностранных туристов. Кроме того, как сегодня сказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, возобновление международного туризма – процесс всегда двусторонний. "Если восстановления какой-то части регулярных рейсов за рубеж летом еще можно ожидать, то перспективы запуска чартерных рейсов пока туманны. По нашей предварительной информации, до сентября не стоит ожидать снятия запретов на продажу туров из России за рубеж", – подчеркнула она.
***
Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии, но тенденция к постепенному снижению в России уровня заболеваемости новой коронавирусной инфекцией дает надежду на то, что уже скоро ограничительные меры будут сняты, и туристическая отрасль сможет приступить к активному восстановлению своей деятельности.
На первом этапе ожидается развитие внутреннего туризма с учетом улучшения эпидемиологической обстановки в конкретных регионах. В этом году курортный сезон планируется начать с 1 июня открытием санаториев, имеющих медицинскую лицензию. А развитие выездного и въездного туризма поставлено в зависимость от сроков открытия границ России и зарубежных стран. Некоторые крупные отечественные авиакомпании ("Аэрофлот", "Победа", Wizz air) заявили о своем намерении в конце июля – начале августа возобновить полеты за границу.
______________________________
1 С текстом общественной инициативы № 77Ф66688 "Комплекс мер по развитию туристической отрасли после пандемии COVID-19" можно ознакомиться на официальном сайте Российских общественных инициатив.
Документы по теме:
Читайте также:
Регионам разрешили приостанавливать взимание курортного сбора
Правительство РФ распорядилось вернуть туристам деньги за несостоявшиеся турпоездки
Взносы в резервный фонд для туроператоров выездного туризма снижены до 1 рубля