Новости и аналитика Аналитические статьи Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора
gzorgz / Depositphotos.com

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые "сюрпризы".

 

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.
 

Учетная политика

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", СГС "Концептуальные основы". С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Рассмотрим наиболее интересные его положения.

1

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

2

Пунктом 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

3

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

4

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

5

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").


Оценочные значения

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.


Ошибки

В СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Согласно СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

 

2. События после отчетной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты" утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС "События после отчетной даты"). Методические рекомендации по применению СГС "События после отчетной даты" доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС "События после отчетной даты"). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС "События после отчетной даты", п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

СГС "События после отчетной даты" устанавливает:

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

События после отчетной даты делятся на (п. 7 СГС раздела II "События после отчетной даты", раздел IV СГС "События после отчетной даты"):

  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

 

3. Отчет о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств" утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС "Отчет о движении денежных средств"). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС "Отчет о движении денежных средств").

СГС "Отчет о движении денежных средств" не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

 

4. Доходы

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС "Доходы"). СГС "Доходы" применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС "Доходы" перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС "Доходы" доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС "Аренда", СГС "Основные средства" или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС "Доходы").

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС "Доходы").

СГС "Доходы" делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС "Доходы"). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС "Доходы" подробно рассматривает каждый случай.

СГС "Доходы" дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС "Доходы"). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС "Доходы").

 

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют" утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют"). СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС "Основные средства", СГС "Аренда" или СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют"). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют". А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

Материал подготовлен экспертами компании "Учет в БГУ", Компания Гарант (Саранск).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме: