Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Возможно ли применение к муниципальным служащим дифференцированной системы оплаты труда, отображающей реальный объем и качество выполнения работы?

Возможно ли применение к муниципальным служащим дифференцированной системы оплаты труда, отображающей реальный объем и качество выполнения работы?

Возможно ли применение к муниципальным служащим Краснодарского края дифференцированной системы оплаты труда, отображающей реальный объем и качество выполнения работы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

С учётом установленной законом самостоятельности органов местного самоуправления в определении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, считаем возможным внедрение дифференцированной системы вознаграждений, объективно учитывающей реальный объём выполненных работ и качество исполнения должностных обязанностей.

Обоснование позиции:

В соответствии с абзацем первым п. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных этим же Кодексом.

Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; при этом на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 и часть первая ст. 144 ТК РФ).

Согласно части 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Приведенными нормами указанного федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления однозначно отнесено определение конкретного размера соответствующих выплат, а не предельных размеров должностных окладов и иных выплат. Размер указанных выплат устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (смотрите ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления).

В соответствии с пп. 4 и 6 ч. 3 ст. 20 закона Краснодарского края от 08.06.2007 N 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1244-КЗ). Порядок премирования муниципальных служащих по итогам работы за месяц (квартал) и год определяется муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, в то время как материальная помощь выплачивается им в соответствии с положением, утверждаемым представителем нанимателя, которым может выступать глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В силу ч. 4 ст. 20 Закона N 1244-КЗ муниципальным служащим производятся другие выплаты (т.е. не поименованные в данной статье), предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Показатели эффективности деятельности, как правило, представляют собой качественные и количественные показатели конечного результата деятельности, достижение поставленных целей. Показатели должны быть: конкретными; измеримыми; достижимыми; привязанными к определённому периоду времени.

Показатели могут быть:

- количественные, например: количество подготовленных служебных документов; количество рассмотренных служебных документов; количество граждан (организаций), которым предоставлена муниципальная услуга; доля выполненных работ в общем количестве запланированных работ за определенный период времени не менее в %.;

- качественные, например: доля исполненных мероприятий индивидуального плана развития муниципального служащего с положительной оценкой в общем количестве подготовленных и проведенных мероприятия; подготовка служебных документов в соответствии с установленными требованиями; доля разработанных документов по организации деятельности, в общем количестве разработанных документов по организации деятельности не менее в %; количество нарушений административного регламента предоставления муниципальной услуги или должностной инструкции - нарушения отсутствуют; количество обоснованных жалоб граждан и организаций, в том числе и на ненадлежащее исполнение стандартов муниципальных услуг - жалобы отсутствуют;

- своевременности, например: доля подготовленных в срок служебных документов в общем количестве подготовленных муниципальным служащим служебных документов, имеющих срок исполнения.

В положении об оплате труда также можно предусмотреть специфические показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, например: экспертиза проектов муниципальных правовых актов - доля признанных судом незаконными правовых актов, по проектам которых выполнена правовая экспертиза; количество проектов правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза в течение определённого периода; доля обоснованных жалоб, поступивших от граждан (организаций) в ответ на рассмотренное обращение от общего количества поступивших обращений граждан (организаций) по вопросам компетенций муниципального служащего.

Показатель своевременности: доля проектов правовых актов, по которым правовая экспертиза выполнена в установленные сроки, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза.

Показатель количества: количество предложений поданных муниципальным служащим, которые были учтены при утверждении проектов программ; количество программ, в которые были внесены предложения муниципального служащего в течение года.

Таким образом, учётом установленной законом самостоятельности органов местного самоуправления в определении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, считаем возможным внедрение дифференцированной системы вознаграждений, объективно учитывающей реальный объём выполненных работ и качество исполнения должностных обязанностей.

В качестве примера нормативных актов предлагаем рассмотреть: - постановление Администрации городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 15.04.2020 N 326 "Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности муниципальных служащих администрации городского округа Верхняя Пышма и установления показателей эффективности, влияющих на размер ежемесячных и иных выплат, входящих в состав их денежного содержания, и их начисления" (далее - Постановление N 326). Например, перечень общих показателей эффективности для всех муниципальных служащих администрации приведен в приложении N 1 Постановления N 326;

- решение городской Думы города Таганрога Ростовской области от 22.04.2011 N 296 "О денежном содержании и дополнительных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в городе Таганроге": критерии оценки эффективности работы муниципальных служащих в учетном периоде и соответствующих им коэффициентов (приложение 1 указанному Положению);

- постановление администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области от 10.04.2023 N 492 "Об утверждении порядка установления критерий оценки профессиональной служебной деятельности, определяющих размер ежемесячного денежного поощрения муниципальных служащих администрации Гагинского муниципального округа";

- постановление администрации Порецкого района от 29.07.2014 N 2014 "Об утверждении Положения о модели компетенции сотрудников администрации Порецкого района Чувашской Республики, курирующих вопросы привлечения инвестиций и взаимодействия с инвесторами";

- решение Думы города Лангепаса от 29.11.2019 N 151 "Об установлении ежемесячного денежного вознаграждения, должностных окладов, утверждении Положений об установлении размеров, о порядке и условиях осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, и лицам, замещающим должности муниципальной службы" (раздел 3).

Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.