Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право По какой программе обучения требованиям охраны труда должны быть обучены глава администрации муниципального образования и члены комиссии по охране труда?

По какой программе обучения требованиям охраны труда должны быть обучены глава администрации муниципального образования и члены комиссии по охране труда?

По какой программе обучения требованиям охраны труда должны быть обучены глава администрации муниципального образования и члены комиссии по охране труда?

Вопрос достаточно спорный. Выразим нашу точку зрения.

Трудовое законодательство обязывает работодателя обеспечить обучение по охране труда (далее - ОТ), в том числе: обучить безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, использованию (применению) средств индивидуальной защиты; провести инструктажи по охране труда; организовать и провести стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников); организовать и провести проверку знания требований охраны труда; отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке соответствующее обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ (абзац третий части первой ст. 76, абзац одиннадцатый, абзац пятнадцатый части третьей ст. 214 ТК РФ).

Работник, в свою очередь, обязан проходить в установленном порядке обучение по ОТ, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) СИЗ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда (абзац шестой части первой ст. 215 ТК РФ).

Также напомним, что согласно части седьмой ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Организация и проведение обучения требованиям охраны труда установлена разделом VI Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, далее - Правила N 2464).

Согласно пункту 52 Правил работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проходят обучение требованиям охраны труда по следующим программам обучения требованиям охраны труда:

- заместитель руководителя, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, - по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "а" пункта 46 Правил (подп. "а" п. 52 Правил);

- руководители структурных подразделений - по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "а" пункта 46 Правил (подп. "б" п. 52 Правил);

- специалисты, осуществляющие функции специалиста по охране труда, - по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил (подп. "в" п. 52 Правил).

Вместе с тем возникает вопрос: Распространяются ли иные нормы Правил N 2464, касающиеся обучения работников (например, п. 53; а также инструктажей по ОТ, стажировки на рабочем месте, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ), на работников ОМСУ, являющихся муниципальными служащими, и работников, не являющихся таковыми, например работников рабочих профессий? Попробуем разобраться.

Сами Правила N 2464, казалось бы, однозначного ответа не дают. Однако, на наш взгляд, при ответе на данный вопрос следует руководствоваться общим правовым принципом обязанности работодателя обеспечить обучение работника вопросам ОТ и недопущения его к работе в случае не прохождения такого обучения, регламентированным как положениями абзаца третьего части первой ст. 76, абзаца одиннадцатого, абзаца пятнадцатого части третьей ст. 214, ст.219 ТК РФ, так и пунктом 1 Правил N 2464, поскольку особенности законодательства, предусмотренные частью седьмой ст. 11 ТК РФ в отношении обучения муниципальных служащих, урегулированы непосредственно п. 52 Правил N 2464, а остальные нормы применимы, на наш взгляд, к работникам ОМСУ на общих основаниях.

То есть мы полагаем, что обучение иных работников (как муниципальных служащих, так и работников, не относящихся к таковым) органа местного самоуправления должно проводиться на основании иных норм Правил N 2464 и включать в себя все необходимые виды обучения: инструктажи, стажировку на рабочем месте (некоторым категориям работников), обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ, обучение требованиям ОТ у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в обучающей организации, оказывающей услуги по проведению такого обучения.

Поддерживают нашу точку зрения и разъяснения Роструда, в которых чиновники указывают на то, что, например, на руководителя органа местного самоуправления и работников рабочих профессий ОМСУ распространяются требования п. 53 Правил N 2464 (смотрите консультацию 1, консультацию 2).

Полагаем, что перечень должностей и программ обучения, установленный п. 52 Правил N 2464, необходим для уточнения конкретных программ обучения для отдельных категорий муниципальных служащих, поскольку он устанавливает более "мягкие" требования: например, руководители структурных подразделений обучаются только по программе подпункта "а" пункта 46, когда как руководители и заместители структурных подразделений "обычной" организации - по программам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил.

Таким образом, исходя из системного анализа требований трудового законодательства и законодательства в области охраны труда, полагаем, что на работников - муниципальных служащих и работников органа местного самоуправления (в том числе работников рабочих профессий, специалистов, не являющихся муниципальными служащими) распространяются все положения Правил N 2464 в части обучения вопросам охраны труда с учетом особенностей, установленных в п. 52 указанных Правил.

Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Обучение вопросам ОТ муниципальных служащих и работников органа местного самоуправления (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2024 г.).

Следовательно, с нашей точки зрения:

1. Глава администрации должен пройти обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "а" пункта 46 (подп. "а" п. 53) (примечание: полагаем, что на него вряд ли возложена обязанность по обучению вопросам ОТ внутри организации).

2. Члены комитетов (комиссий) по охране труда - по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 (подп. "ж" п. 53).

Понимаем, что позиция спорная. Но мы пришли к данному выводу исходя из комплексного анализа правовых норм, регулирующих данный вопрос.

Рекомендуем обратиться в Минтруд России за получением официальных разъяснений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья

Ответ прошел контроль качества

30 июля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.