Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Может ли работодатель понуждать работника дать согласие на обработку биометрических персональных данных?

Может ли работодатель понуждать работника дать согласие на обработку биометрических персональных данных?

Работодатель принуждает работника посредством дополнительного соглашения к трудовому договору зарегистрироваться в системе сбора биометрических данных в целях осуществления доступа работника на территорию. Речь идет не об объекте стратегической или иной важности и не о медицинском учреждении, а о простой организации. Сбор и хранение биометрических данных будет вести не сам работодатель, а третье лицо.
Может ли работодатель понуждать работника дать согласие на обработку биометрических персональных данных? Есть ли судебная практика по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации работодатель не вправе понуждать работника к даче письменного согласия на обработку биометрических персональных данных в целях организации пропускного режима.

Обоснование вывода:

Пропускной режим на объекте (в организации) представляет собой часть системы безопасности, позволяющий обеспечить санкционированный проход работников и (или) третьих лиц. Организация пропускного режима может носить обязательный характер в рамках мер по антитеррористической защищенности объектов, а также требований отраслевого законодательства*(1), либо вводится по усмотрению руководства организации.

Поскольку пропускной режим предполагает наличие определенных правил и порядка прохода (въезда) на территорию, и их доведение до заинтересованных лиц (в частности, работников, иных посетителей), то установление такого режима влечет необходимость наличия соответствующего локального документа, например положения (инструкции) о пропускном режиме, в котором отражены цели введения соответствующих режимов, правила прохода (проезда) на территорию объекта (условия осуществления прохода (проезда), в том числе с использованием различного рода идентификаторов, наличие постоянного или временного пропуска, оформление пропусков для лиц, не являющихся работниками), порядок оформления пропусков и предоставляемые для этого сведения, в частности персональные данные, порядок перемещения по территории, лица, уполномоченные на осуществление пропускного режима и т.п.

Правомерность установления пропускного режимов обеспечивается, таким образом, наличием соответствующего локального акта, что обусловлено установлением определенного порядка действий, непосредственно влияющего на возможность осуществления работниками своих трудовых обязанностей, а также беспрепятственный проход третьих лиц на территорию организации (если пропускной режим затрагивает и третьих лиц).

Пропускной режим может являться также частью системы учета рабочего времени работников (фиксация времени прихода и ухода), что влечет необходимость соответствующего отражения в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 91, 189-

190 ТК РФ).

Организация пропускного режима с учетом рабочего времени (приход/уход) связана с необходимостью обработки персональных данных работников, под которыми в целях Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, накопление, хранение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), является их обработкой, которая должна осуществляться с учетом установленных условий и принципов (пп. 1, 3 ст. 3, ст. 5, 6 Закона N 152-ФЗ).

На необходимость наличия локального документа оператора, определяющего обработку персональных данных в целях осуществления пропускного режима, а также учета рабочего времени указывает и п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ, в силу которого для каждой цели обработки персональных данных необходимо определить категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований.

При этом работники должны быть ознакомлены с данным локальным актом под подпись (ст. 86 ТК РФ).

Поскольку в рассматриваемой ситуации пропускной режим организован в автоматизированном режиме с использованием биометрических персональных данных*(2), то обязательным условием такой обработки будет являться письменное согласие работника (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ), которое должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). Подчеркнем, в ч. 3 ст. 11 Закона N 152-ФЗ прямо предписано, что предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ. Оператор не вправе отказывать в обслуживании в случае отказа субъекта персональных данных предоставить биометрические персональные данные и (или) дать согласие на обработку персональных данных, если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным.

В рассматриваемой ситуации биометрическая идентификация работников законодательством не предусмотрена. Следовательно, работодатель не вправе понуждать работника к даче согласия на обработку его биометрических персональных данных в целях организации пропускного режима.

Для подобных ситуаций работодатель должен предусмотреть альтернативный вариант пропуска работников на территорию организации, например, путем выдачи разовых пропусков, что также должно быть отражено в локальных актах работодателя.

Заключение дополнительного соглашения к трудовому договору в данном случае не является способом устранения проблемы. Как было уже отмечено, обработка биометрических персональных данных возможна лишь при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ), содержание которого должно соответствовать положениям ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. В любое время работник вправе отозвать свое согласие (ч. 2 ст. 9 Закона N 152-ФЗ), что возлагает на работодателя обязанность прекратить обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва (ч. 5 ст. 21 Закона N 152-ФЗ). То есть согласие на обработку биометрических персональных данных не может включаться в текст договора. В противном случае отзыв согласия на обработку персональных данных означал бы изменение условий трудового договора работником в одностороннем порядке, что недопустимо. В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон. Действующее законодательство не наделяет работника правом изменить трудовой договор в одностороннем порядке, несмотря на то, что на практике Роскомнадзор такую возможность ранее не отрицал (смотрите абзац 4 п. 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).

Однако с 1 сентября 2025 г. вступают в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ*(3), которыми прямо предусматривается, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных.

Отметим также, что отказ работника от дачи согласия на обработку биометрических персональных данных не может быть основанием ни для привлечения такого работника к дисциплинарной ответственности, ни для расторжения трудового договора (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 г. по делу N 8Г-8738/2023[88-10266/2023], определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2022 г. по делу N 8Г-18776/2022[88-18656/2022], апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 23 октября 2024 г. по делу N 33-37742/2024, апелляционное определение СК по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 августа 2022 г. по делу N 33-4797/2022, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 15 июня 2022 г. по делу N 33-16145/2022, решение Химкинского городского суда Московской области от 18 декабря 2023 г. по делу N 2-7369/2023, решение Левобережного районного суда г. Воронежа Воронежской области от 24 февраля 2022 г. по делу N 2-28/2022, решение Останкинского районного суда г. Москвы от 28 октября 2021 г. по делу N 02-3821/2021).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

30 июля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите, например, определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 г. по делу N 8Г-8738/2023[88-10266/2023].

 

*(2) Смотрите Энциклопедию решений. Особенности обработки биометрических персональных данных (июль 2025 г.).

 

*(3) Смотрите Федеральный закон от 24 июня 2025 г. N 156-ФЗ.