Может ли руководитель муниципального предприятия быть депутатом представительного органа того же муниципального образования?
Может ли руководитель муниципального предприятия быть депутатом представительного органа этого же муниципалитета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Руководитель муниципального предприятия может быть депутатом представительного органа того же муниципального образования только в случае, если полномочия депутата представительного органа осуществляются на непостоянной основе.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон N 33-ФЗ) депутат относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Лица, замещающие муниципальные должности, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев (п. 2 ч. 4 ст. 28 Закона N 33-ФЗ):
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;
г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);
д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.
Лица, замещающие муниципальные должности, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, также не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (п. 3 ч. 4 ст. 28 Закона N 33-ФЗ).
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (ч. 11 ст. 25 Закона N 33-ФЗ). В отношении депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянно основе, законодательством не установлен запрет заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией и т.д.
Статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлен ряд ограничений для руководителя унитарного предприятия, а именно: указанное лицо не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что руководитель муниципального предприятия вправе быть депутатом представительного органа того же муниципального образования только в случае, если полномочия депутата представительного органа осуществляются на непостоянной основе.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Вопрос: Не возникает ли конфликт интересов, если депутатом представительного органа муниципального образования избирается руководитель предприятия или учреждения, принадлежащего этому муниципальному образованию? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления);
- Вопрос: Могут ли быть депутатами представительного органа муниципального образования руководители муниципальных предприятий и учреждений? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления);
- Вопрос: Руководитель муниципального унитарного предприятия избран депутатом представительного органа муниципального образования. Не является ли это нарушением пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"? Имеет ли право такой депутат участвовать в голосовании по утверждению кандидатуры главы муниципального образования, ведь в данном случае возникает конфликт интересов? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления);
- Вопрос: Является ли конфликтом интересов назначение депутата органа местного самоуправления руководителем казенного учреждения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковбасюк Мария
Ответ прошел контроль качества
29 июня 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
