Может ли работодатель уволить работника ввиду того, что работнику было вынесено ФСБ РФ официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ по статье 275 УК РФ?
Может ли работодатель уволить работника в связи с тем, что ФСБ РФ вынесла работнику официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ по статье 275 УК РФ?
Необходимо написать ответное письмо о правомерности увольнения ввиду вышеуказанного. Предостережение вынесено в соответствии с пунктом "г.2" части первой статьи 13 и статьей 13.1 Федерального закона N 40.
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 ТК РФ. При этом в силу части второй этой статьи трудовой договор может быть прекращен и по основаниям, предусмотренным в других статьях Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов.
При этом ни ТК РФ, ни иными федеральными законами РФ (в том числе Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности") не предусмотрено такое основание для увольнения сотрудника, как вынесение в отношении работника Федеральной службой безопасности предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ по статье 275 УК РФ.
Также хотим обратить внимание, что ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее также - трудовая деятельность с участием несовершеннолетних) не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
Прием на работу такого сотрудника не допускается, а если данный работник уже трудится в организации - трудовой договор с ним должен быть расторгнут по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности). При этом трудовое законодательство не устанавливает конкретных сроков, в которые должен быть уволен работник по указанному основанию. Из содержания ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ можно сделать вывод, что работодатель должен приступить к процедуре увольнения сразу же после выявления обстоятельств, указанных в этих нормах.
По смыслу абзаца четвертого части первой ст. 331 ТК РФ расторжение трудового договора возможно только после вынесения судом приговора, которым обвиняемый работник был осужден по соответствующей части ст. 159 УК РФ и который вступил в законную силу.
Вместе с тем необходимо учитывать, что работодатель при получении от правоохранительных органов сведений о том, что соответствующий педагогический работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в том числе в абзаце четвертом части второй ст. 331 ТК РФ, обязан отстранить его от работы на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда (ст. 331.1 ТК РФ). Такие же основания отстранения от работы предусмотрены в отношении работников, занятых в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (часть вторая ст. 351.1 ТК РФ).
Соответственно, работник должен быть отстранен от работы в связи с уголовным преследованием как за преступление, относящееся к перечисленным в абзаце третьем части второй ст. 331 ТК РФ, так и за любое иное преступление, если оно признается умышленным тяжким или особо тяжким (определение Воронежского областного суда от 22.11.2016 N 33-7928/2016, определение Верховного Суда Республики Татарстан от 10.11.2016 N 33-19552/2016).
Подчеркнем, что отстранение от работы по смыслу приведенной статьи производится только после письменного получения соответствующего документального подтверждения от правоохранительных органов (смотрите, например, решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10.03.2015 N 2-233/2015, определение Московского городского суда от 12.11.2015 N 33-37341/15, решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 03.11.2015 N 2-8099/2015).
Понятие правоохранительных органов в ТК РФ не конкретизировано. Представляется, что работник должен быть отстранен от работы при получении информации о возбуждении в отношении него уголовного дела от органа, который в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством осуществляет уголовное преследование (ч. 1 ст. 21, ст. 37-41 УПК РФ).
В заключение хотим отметить, что прекращение трудового договора в отсутствие оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, неправомерно. В п. 60 постановления от 17.03.2004 N 2 Пленум ВС РФ указал, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. В соответствии со ст. 396 ТК и ст. 211 ГПК РФ решение суда о восстановлении незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина
Ответ прошел контроль качества
21 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
