Надо ли при проведении закупки (Закон N 44-ФЗ) работ по описанию местоположения границ территориальных зон с целью подготовки документов для внесения в ЕГРН требовать наличие лицензии на картографические работы?
Проводится закупка на выполнение работ по описанию местоположения границ территориальных зон с целью подготовки документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон жилой застройки: Ж 1. В требованиях к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено: в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности": Для индивидуального предпринимателя членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров; Для юридического лица наличие в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность (являются членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров).
Подтверждающие документы:
1. Для индивидуального предпринимателя: сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемой организации и их обязательствах и подтверждающие членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров;
2. Для юридического лица:
- документы, подтверждающие наличие в штате юридического лица не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность (копии трудовых договоров и (или) выписки из штатного расписания работников юридического лица и (или) копии приказов о приеме на работу);
- сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемой организации и их обязательствах, и подтверждающие членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Правомерно ли установление данного требования? Или же необходимо установление лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (вместе с Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности) с указанием следующих видов работ:
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов;
- установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории? Или необходимо все сразу?
В соответствии с п. 1.4 Приложения N 3 к Методическим рекомендациям по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 мая 2024 г. N 273, если техническим заданием при подготовке проектов ДТП МО предполагается осуществление картографических работ для осуществления этой деятельности, в требованиях к участнику закупки указывается наличие действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерация от 28 июля 2020 г. N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности". К сожалению, материалов, прямо разрешающих вопрос об отнесении работ по описанию местоположения границ территориальных зон с целью подготовки документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости к картографическим не обнаружено. Можем сказать только, что в решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 сентября 2021 г. N 026/06/54.3-2075/2021 указывается, что "С 1 января 2017 г. картографические и геодезические работы, выполняемые при осуществлении градостроительной деятельности, лицензированию не подлежат... Документы территориального планирования (к которым относится ГП), согласно части 4 статьи 18 ГрК РФ, могут служить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. При этом подготовка предложений по изменению границ (в случае необходимости) лицензированию не подлежит". Также в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 мая 2022 г. N 68 указывается, что "...определены результаты работ: документы для передачи сведений в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пп. 3, 8, 13 ч. 1 ст. 32, п. 18.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (сведения о границах населенных пунктов Сельских поселений, границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в местной системе координат (МСК-27), используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости - далее ЕГРН)... правомерно установлено условие о наличие действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности". Таким образом, есть все основания полагать, что отнесение рассматриваемых работ к лицензируемым решается в зависимости от цели их проведения (определение границ или подготовка документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 апреля 2023 г.;
- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 февраля 2021 г. N 014/06/59-174/2021;
- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 мая 2022 г. N 284/2022;
- решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 апреля 2022 г. N 065/06/106-198/2022;
- Вопрос: Обязательно ли включение в контракт на выполнение кадастровых работ сметы и какие требования предъявить к участникам закупки на выполнение таких работ в соответствии с Законом N 221-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2024 г.);
- Вопрос: Можно ли при проведении закупки по Закону N 44-ФЗ кадастровых работ устанавливать требование о нахождении участников закупки в СРО? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.);
- Вопрос: Можно ли при закупке работ по изготовлению технического паспорта, технической инвентаризации установить требование, что участник закупки должен иметь свидетельство об аккредитации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.);
- Вопрос: Может ли контракт по подготовке описания местоположения границ населенного пункта заключаться с филиалом ППК "Роскадастр" как с единственно уполномоченным исполнителем (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
6 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
