Возможно ли выплатить средний заработок работнику (в связи с отпуском, командировкой), принимавшему участие в реализации мероприятий в прошедшем году, за счет средств субсидии в форме гранта текущего года?
Автономному учреждению представлен грант в форме субсидии из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. В соглашении указан срок с 2022 по 2024 годы. Средства за грант предоставляются ежегодно.
Возможно ли организации производить выплаты в размере среднего заработка (сложившегося за определенные периоды реализации проекта) работникам, принимавшим участие в реализации проекта за период нахождения в служебной командировке или отпуске за счет средств гранта в текущем периоде проекта?
Например, работник участвовал в проекте в 2023 году, а выплаты по среднему заработку получает в 2024 году.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если из условий Правил предоставления субсидий в форме гранта, а также соответствующего соглашения нельзя сделать однозначный вывод о возможности направления целевых средств (2024 г.) на выплату работникам среднего заработка за прошедший период реализации проекта (2023 г.), то осуществлять эти расходы целесообразно за счет иных источников финансового обеспечения. В ином случае мы не можем исключить риск квалификации указанных расходов в качестве нецелевых.
Обоснование позиции:
В соответствии с абзацем первым п. 4 ст. 78.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление, в том числе в соответствии с решением Президента Российской Федерации, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими отборов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Заметим, что по смыслу абзацев второго-третьего п. 4 и п. 6 ст. 78.1 БК РФ цели и условия предоставления и использования грантов в форме субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, определяются применительно к каждому гранту в отдельности в правовых актах, регулирующих предоставление соответствующего гранта, и в соглашении, заключаемом с грантополучателем.
Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" были утверждены постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. N 369 (в настоящее время документ не действует) (далее - Правила N 369).
В соответствии с п. 3 Правил N 369 грант в форме субсидии предоставляется в целях финансового обеспечения (возмещения) расходов на реализацию мероприятий, участниками которых являются категории граждан, перечисленные в п. 2 Правил N 369. Между Федеральной службой по труду и занятости и получателем субсидии в форме гранта заключается соглашение (п. 10 Правил N 369).
Правилами N 369 прямо не урегулирован вопрос о возможности (или невозможности) направления средств субсидии в форме гранта, полученных по соглашению в текущем периоде (в частности, 2024 г.), на выплаты среднего заработка, сложившегося по итогам предыдущих периодов реализации проекта (в частности, 2023 г.).
Между тем отметим, что порядок учета выплат при расчете среднего заработка в случаях, предусмотренных ТК РФ, установлен частью второй ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 (далее - Положение N 922). При этом ни один из перечисленных документов не ставит порядок учета выплат при исчислении среднего заработка в зависимость от источников финансового обеспечения деятельности учреждения, за счет которых учреждением фактически указанные выплаты осуществлялись.
Вместе с тем фонд оплаты труда работников автономного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. В частности, на федеральном уровне данная норма определена в п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 г. N 583.
В этой связи выплаты, полученные работниками в рамках реализации ими проектных мероприятий, речь о которых идет в Правилах N 369, потенциально могут учитываться при расчете среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением, утв. постановлением Правительства России от 24 декабря 2007 г. N 922.
Однако, как мы указали ранее, Правила N 369 не содержат положений, касающихся возможности или (невозможности) направления средств субсидии в форме гранта, полученных по соглашению в текущем периоде (в частности, 2024 г.), на выплаты среднего заработка, сложившегося по итогам предыдущих периодов реализации проекта (в частности, 2023 г.). Если из условий соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии также нельзя сделать однозначный вывод о возможности направления целевых средств (2024 г.) на выплату работникам среднего заработка за прошедший период реализации проекта (2023 г.), то осуществлять эти расходы целесообразно за счет иных источников финансового обеспечения (в первую очередь, за счет средств от приносящей доходы деятельности, если таковые имеются). В ином случае мы не можем исключить риск квалификации указанных расходов в качестве нецелевых.
Примечание:
Кроме вышеуказанного, отметим, что критерием для расходования средств субсидии в форме гранта является взаимосвязь расходов с реализацией мероприятия (п. 3 Правил N 369). Поэтому, если рассматривать частный случай, выплату среднего заработка работнику, который в текущем периоде не участвует в реализации мероприятия, оплачивать за счет средств гранта, полученного в текущем году, в принципе некорректно. Целесообразным в этом случае было бы зарезервировать средства субсидии в форме гранта, полученного в 2023 году, на выплату той части, к примеру, отпуска, которая заработана конкретным работником в 2023 году.
Подчеркнем, что настоящая консультация отражает лишь наше экспертное мнение, которое может не совпадать с позицией компетентных органов. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по вопросу мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монько Василиса
Ответ прошел контроль качества
6 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
