Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Супруга государственного служащего работает в подведомственной организации в должности главного специалиста и подчиняется непосредственно директору. Имеется ли конфликт интересов? Должен ли государственный служащий подавать уведомление о возможном конфликте интересов?

Супруга государственного служащего работает в подведомственной организации в должности главного специалиста и подчиняется непосредственно директору. Имеется ли конфликт интересов? Должен ли государственный служащий подавать уведомление о возможном конфликте интересов?

Супруга государственного служащего работает в подведомственной организации в должности главного специалиста и подчиняется непосредственно директору. Исходя из должностного регламента государственный служащий осуществляет оперативное руководство и контроль деятельности подведомственных учреждений и дает поручения их руководителям. Супруга государственного служащего не является государственным служащим.
Имеется ли конфликт интересов? Должен ли государственный служащий подавать уведомление о возможном конфликте интересов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку супруга госслужащего работает в подведомственном учреждении, которое он курирует, то существует потенциальная вероятность возникновения конфликта интересов при определённых условиях.

С учетом того, что конфликт интересов является оценочной категорией, возникает объективная необходимость представления государственными служащими уведомления о возможном конфликте интересов с целью анализа фактического объема осуществляемых им полномочий и обязанностей, включая принимаемые должностным лицом конкретные решения в отношении курируемого учреждения.

Обоснование позиции:

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Минтруд России в Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования от 19.10.2012 отметил, что под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее Минтруд выделил ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, к которым относится в том числе выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ, 27.02.2018) (далее - Методические рекомендации) для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо установить одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) наличие личной заинтересованности (личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся, в частности, его близкие родственники, в том числе дети);

2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности.

Должностное лицо обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

а) самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

б) давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность;

3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

То есть возможность возникновения конфликта интересов должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией полномочий и возможностью получения доходов или выгод.

К иным выгодам, в частности, относятся:

- получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. (подп. "а" подп. 1 п. 4.1 Методических рекомендаций);

- ускорение сроков оказания государственных (муниципальных) услуг (подп. "б" подп. 1 п. 4.1 Методических рекомендаций);

- продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д. (подп. "в" подп. 1 п. 4.1 Методических рекомендаций);

- фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности. Должностное лицо обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

- самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности (подп. "а" подп. 2 п. 4.1 Методических рекомендаций);

- давать поручение или оказывать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность (подп. "б" подп. 2 п. 4.1 Методических рекомендаций).

Конфликт интересов является оценочной категорией. Поскольку супруга госслужащего работает в подведомственном учреждении, которое он курирует, то существует потенциальная вероятность возникновения конфликта интересов при определённых условиях. Однако для подтверждения наличия либо отсутствия конфликта интересов необходимо проанализировать с учетом обстоятельств, изложенных в п. 4.1 Методических рекомендаций, нормативные правовые акты, локальные акты и иные документы (должностной регламент, должностную инструкцию, положение о государственном органе, о структурном подразделении органа или организации и т.д.), определяющие круг полномочий и должностных обязанностей должностного лица, а в случае отсутствия таких актов и документов - проанализировать фактически осуществляемые полномочия и обязанности, в том числе конкретные решения должностного лица, которые могут выражаться в виде резолюций, поручений, распоряжений, протоколов совещаний и пр.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ). Таким образом, с учетом того, что конфликт интересов является оценочной категорией, возникает объективная необходимость представления государственными служащими уведомления о возможном конфликте интересов с целью анализа фактического объема осуществляемых им полномочий и обязанностей, включая принимаемые должностным лицом конкретные решения в отношении курируемого учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

6 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.