Как квалифицировать договор о безвозмездном целевом предоставлении денежных средств федеральным государственным унитарным предприятием федеральному государственному бюджетному учреждению науки, если средства передаются в целях ремонта помещения для размещения в нем лаборатории, услугами которой по дозиметрическому контролю персонала будет пользоваться ФГУП?
Сторона 1 - федеральное государственное бюджетное учреждение науки, находящееся в ведомственном подчинении ФМБА России.
Сторона 2 - федеральное государственное унитарное предприятие, входящее в структуру ГК Росатом.
Стороны территориально находятся в разных регионах.
Сторона 2 заинтересована в том, чтобы Сторона 1 открыла свой филиал по месту нахождения Стороны 2 с целью оказания платных услуг Стороне 2 по дозиметрическому контролю персонала Стороны 2.
Для реализации этого мероприятия Сторона 2 выделяет Стороне 1 безвозмездное целевое финансирование для осуществления капитального ремонта помещения для размещения будущего филиала (лаборатории) Стороны 1. Помещение является частью здания, которое закреплено на праве оперативного управления за третьей стороной, которая находится, как и Сторона 1, в ведомственном подчинении ФМБА России. Ремонт будет проводиться, когда данное помещение будет в аренде (безвозмездном пользовании) у Стороны 1.
Как классифицировать полученные денежные средства по договору о безвозмездном целевом финансировании (пожертвование, грант или иначе)? Как правильно квалифицировать такой договор?
Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в п. 3 той же статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
Как отмечено в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 (далее - Постановление N 49), при квалификации договора для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров (пп. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ) необходимо прежде всего учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п.
В п. 49 Постановления N 49 указано, что в случае, если из содержания договора невозможно установить, к какому из предусмотренных законом или иными правовыми актами типу (виду) относится договор или его отдельные элементы (непоименованный договор), права и обязанности сторон по такому договору устанавливаются исходя из толкования его условий. При этом к отношениям сторон по такому договору с учетом его существа по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) могут применяться правила об отдельных видах обязательств и договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Гражданское законодательство прямо не предусматривает такие виды обязательств, как безвозмездное целевое финансирование и предоставление грантов.
Согласно части седьмой ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) под грантами в этом Законе понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
В этой связи понятие "грант" можно соотнести с пожертвованием, которым согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
В рассматриваемом случае федеральное государственное бюджетное учреждение науки (ФГБУ), как мы поняли из вопроса, является научной организацией и, следовательно, в принципе может выступать получателем пожертвований в виде грантов. Однако из вопроса не следует, что безвозмездное целевое финансирование будет предоставлено Стороне 1 для осуществления научной или научно-технической деятельности (части первая и вторая ст. 2 Закона N 127-ФЗ), каких-либо научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведения конкретных научных исследований. Указанные в вопросе средства передаются для ремонта помещения, в котором будет размещена лаборатория, используемая ФГБУ для оказания платных услуг, что, на наш взгляд, не связано с научной или научно-технической деятельностью, с осуществлением вышеупомянутых программ и проектов, проведением научных исследований.
Что касается пожертвования как такового, отметим, что понятие общеполезных целей, наличие которых характеризует пожертвование как разновидность дарения, в законодательстве не раскрывается. По смыслу этого понятия речь должна идти о целях, имеющих общественную значимость, связанных с пользой пожертвования для широкого круга лиц. В конкретной ситуации с учетом обстоятельств суд может прийти к выводу о том, что цели, для достижения которых некоммерческой организации передается пожертвование, являются общеполезными, поскольку их достижение приносит пользу не только (не столько) жертвователям и одаряемому, сколько обществу в целом (решение АС Амурской области от 23.05.2007 по делу N А04-1418/2007).
Мы не видим из вопроса наличие каких-либо общеполезных целей в связи с передачей Стороне 1 денежных средств, так как лаборатория будет использоваться для осуществления ФГБУ приносящей доход деятельности. В этом можно усмотреть выгоду для получателя финансирования, а также федерального государственного унитарного предприятия (Стороны 2), предоставляющего такое финансирование, поскольку ФГУП заинтересовано в пользовании услугами лаборатории, но не для широкого круга лица и тем более не для общества в целом. В судебной практике также имеются примеры, когда суд не признавал пожертвованием средства, безвозмездно переданные в целях, которые общеполезными не являются (апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15.04.2021 по делу N 33-3524/2021).
Поэтому, с нашей точки зрения, предоставляемые Стороне 1 средства целевого финансирования не являются грантом или иным видом пожертвования.
По нашему мнению, такое предоставление денежных средств не является и обычным дарением (п. 1 ст. 572 ГК РФ), так как у получателя возникает обязанность по целевому использованию средств финансирования, предоставлению Стороне 2 соответствующих отчетов и, как можно предположить, ответственности перед Стороной 2 за нецелевое расходование полученных средств.
В то же время в силу принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ) участники гражданского оборота, как уже было отмечено, вправе заключить любой договор, в том числе не предусмотренный законом или иными правовыми актами (непоименованный договор). Судьи также указывают, что заключение договора о предоставлении безвозмездного (целевого) финансирования не противоречит ст. 421 ГК РФ (постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.2019 N Ф03-5575/18).
В связи с этим полагаем, что упомянутый в вопросе договор может быть охарактеризован как непоименованный в гражданском законодательстве договор о безвозмездном предоставлении денежных средств с условием о целевом характере их использования (безвозмездном целевом финансировании), заключение которого между ФГУП и ФГБУ законодательству не противоречит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
14 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
