Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Как организовать воинский учет работодателю? Как встать на учет? Каковы штрафные санкции за его отсутствие в 2023 году?

22 мая 2023

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.

В обязанности организаций в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации входит в том числе осуществление воинского учета работников (выполнение работы по воинскому учету граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях) (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона N 61-ФЗ, подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

Воинский учет граждан осуществляется организациями по месту их работы. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители (п. 9 Положения, также смотрите п. 9 Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.), далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

При наличии в организации двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Согласно п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017, в каждой организации разрабатываются (ведутся):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям;
  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (примерная форма приведена в приложении N 17 к Методическим рекомендациям);
  • картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет (в Методических рекомендациях идет речь о личных карточках формы N Т-2, однако действующая сейчас Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700, предусматривает специальную форму для карточек, по которым в организациях осуществляется воинский учет призывников и военнообязанных. Это форма N 10, приведенная в приложении N 22 к Инструкции);
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета (приложение N 14 к Методическим рекомендациям);
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Как правило, в справочную информацию включаются распечатанные тексты нормативных правовых актов, на основании которых ведется воинский учет или которые связаны с воинским учетом, в том числе Федеральный конституционный закон "О военном положении"; Федеральный закон "Об обороне"; Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"; выписка из КоАП РФ об ответственности за нарушение гражданами правил воинского учета; Положение о воинском учете; Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; Положение о проведении военных сборов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333; Методические рекомендации; образцы документов воинского учета.

Из информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления, следует, что при ежегодной сверке учетных данных все организации, расположенные на территории муниципального образования, обязаны предоставлять в местную Комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе карточку учета организации (форма N 18) (смотрите Пример заполнения Карточки учета организации (форма 18) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, октябрь 2022 г.).

Указанная карточка заверяется печатью и подписью руководителя организации и является основным ежегодным документом о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.

Согласно п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (смотрите письмо Минобороны России от 2 марта 2020 г. N 207/1/692);

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (смотрите подробнее Энциклопедию решений. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях).

За правонарушения в области воинского учета установлена административная ответственность.

Согласно нормам главы 21 КоАП РФ к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета может быть привлечен руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации:

  • за непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • за неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина 

Ответ прошел контроль качества 

5 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное