Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2022 N 786 (далее- приказ N 786) были внесены изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.01.2022 N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" (далее - Приказ N 24). В частности, дополнен перечень форм сведений, предоставляемых работодателем в органы службы занятости населения в целях оперативного мониторинга состояния рынка труда в России, включены отдельные формы отчета об отпусках без сохранения зарплаты; об организации дистанционной (удаленной) работы; о введении режима простоя (приостановке производства).
При этом ни Приказ N 786, ни Приказ N 24 не упоминают об обязанности предоставления перечисленных в п. 1 Приказа N 24 форм отчетности. В преамбуле Приказа N 24 указано, что он утвержден в целях организации проведения оперативного мониторинга состояния рынка труда, в том числе представления работодателем сведений и информации, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее- Закон N 1032-I).
Указанная норма Закона N 1032-I устанавливает обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Специалисты Минтруда России указывают, что согласно абзацу третьему п. 3 ст. 25 Закона N 1032-I работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии всех свободных рабочих мест и вакантных должностей, а не только по вакансиям, связанным с квотированием рабочих мест для инвалидов (смотрите письма от 05.03.2022 N 16-6/ООГ-686 и от 25.10.2017 N 14-1/В-953). Аналогичной позиции часто придерживаются специалисты Роструда и судьи (смотрите ответы на портале "Онлайнинспекция.РФ", постановления Четвертого КСОЮ от 28.05.2021 N П16-3285/2021, Первого КСОЮ от 14.09.2020 N 16-5120/2020, определения Ставропольского краевого суда от 20.02.2019 N 33-1406/2019, Верховного Суда Республики Тыва от 30.05.2018 N 33-614/2018 и от 29.05.2018 N 33-610/2018). Точка зрения об обязанности всех работодателей сообщать обо всех вакансиях, а не только о вакансиях для инвалидов, является превалирующей в судебных и контролирующих органах.
Однако не все формы, приведенные в п. 1 Приказа N 24 (с учетом вступившего в силу Приказа N 786), по нашему мнению, являются обязательными к предоставлению в орган службы занятости*(1). Так, ни Законом N 1032-I, ни каким-либо иным нормативным актом не установлена обязанность работодателя по сообщению в органы занятости сведений о предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы или о выполнении ими работы дистанционным способом. При этом должность, по которой уже заключен трудовой договор с работником, хоть и временно отсутствующим, а также должность, обязанности по которой работник выполняет дистанционно, определенно нельзя считать вакантными. Поэтому, по нашему мнению, предоставление именно этих форм отчетов (Приложения N 4, N 5 к Приказу N 24) не является обязательным для работодателя и может считаться рекомендацией. Мнение о том, что подавать сведения о численности работников, находящихся на дистанционной (удаленной) работе, всего лишь рекомендуется, Минтруд уже высказывал ранее в письме от 29.06.2022 N 16-1/ООГ-2694.
Предоставление других форм отчетности обязательно для работодателя в силу требований п. 2, п. 3 ст. 25 Закона N 1032-I.
2. Согласно ст. 40 Закона N 1032-1 нарушение требований Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время КоАП РФ предусматривает общую норму, устанавливающую ответственность за непредставление или несвоевременное направление, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления государственным органом, органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), его законной деятельности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (смотрите ст. 19.7 КоАП РФ).
Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что, если обязанность по предоставлению тех или иных сведений (информации) не установлена законом, привлечь должностных лиц или организацию к ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ, нельзя. Как мы уже упоминали выше, обязательность формы отчетов, приведенных в Приложении N 4 и N 5 Приказа N 24, не установлена законом, поэтому за непредоставление этих форм отчетов в орган занятости, по нашему мнению, административная ответственность наступить не должна.
3. П. 2 и 3 ст. 25 Закона N 1032-1 не содержит исключений в требовании о предоставлении информации и сведений, указанных в этих нормах. Поэтому те формы отчетов из перечисленных в приказе N 24, которые должны содержать указанные в этих нормах ст. 25 Закона N 1032-1 сведения и информацию, по нашему мнению, должны предоставляться всеми работодателями независимо от численности работников.
4. Общий порядок предоставления сведений и информации из перечисленных в п. 3 части 25 Закона предусматривает, что организация вправе выбрать, размещать их на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее -далее также ЕЦП "работа в России"), или предоставлять такие сведения непосредственно в органы службы занятости (почтовым отправлением либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (смотрите п. 3 Правил представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576, далее - Правила). Однако работодатели, перечисленные в пп. 3.2 ст. 25 Закона такие сведения и информацию должны передавать только посредством их размещения на ЕЦП "Работа в России", в том числе с использованием единого портала госуслуг (смотрите также п. 5 Правил).
Из всех форм отчетов, поименованных в Приказе N 24, формы, указанные в приложениях NN 6, 7, 8 к Приказу N 24, содержат сведения и информацию, подпадающую под п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1. Соответственно, если работодатель не относится к категории лиц, указанных в пп. 3.2 ст. 25 Закона N 1032-1, эти формы отчетов он вправе подать непосредственно в центр занятости населения или на ЕЦП Работа в России, а если относится - то только путем размещения отчета на ЕЦП Работа в России. В отношении остальных форм отчетов, которые должны содержать сведения и информацию, которую работодатель обязан представлять, например, в силу п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1, нормативно определенного способа передачи не установлено. Полагаем, что и в отношении остальных форм отчетов работодатель должен руководствоваться пп. 3.2 ст. 25 Закона N 1032-1, пунктами 3 и 5 Правил.
5. Исходя из буквального толкования п. 4.1 Приказа N 24 мы приходим к выводу о том, что рекомендация, указанная в абзаце втором этого пункта, касается тех ситуаций, когда происходит изменение сведений и информации, уже размещенных на ЕЦП "Работа в России".
6,7. Сроков для первого размещения информации об отпусках без сохранения заработной платы (Приложение N 5 к Приказу N 24), а также об организации дистанционной (удаленной) работы (Приложение N 4 к Приказу N 24) на ЕЦП "Работа в России" после вступления в силу Приказа N 786 не установлено. Как мы уже упоминали в самом начале ответа, по нашему мнению, форма отчетности, указанная в Приложении N 4 к Приказу N 24, не является обязательной к предоставлению, и этот вывод не зависит от количества работников, работающих дистанционно. Также сообщаем, что вопросы технического характера по заполнению форм отчетности, предусмотренной Приказом N 24, на ЕЦП "Работа в России" не входят в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка письменных заключений.
Отметим, что мы высказали свое экспертное мнение по заданному вопросу, которое может отличаться от мнения других специалистов. К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
18 января 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ N 24, утвердивший форму сведений, как и Приказ N 786, дополнивший эти формы отчетности, не был зарегистрирован в Минюсте РФ, хотя акты, устанавливающие правовой статус организаций либо имеющие межведомственный характер, должны там регистрироваться, в противном случае применяться не могут (смотрите п. 9 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста РФ от 23.04.2020 N 105, п. 10, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.