Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Можно ли на текущий момент считать организации Telegram и Pinterest включенными в список иностранных лиц, которые не выполнили требования Закона N 236-ФЗ? Рискованно ли принимать указанные расходы в налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранными лицами Telegram Messenger, Inc. и Pinterest, Inc., включенными в Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет на территории РФ, размещенный на сайте Роскомнадзора, не исполнены обязанности, предусмотренные ст. 5 Закона N 236-ФЗ. Соответственно, эти иностранные лица не считаются исполнившими требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ, в том числе в целях п. 44 ст. 270 НК РФ. Признание при налогообложении прибыли расходов на рекламу, размещенную на информационных ресурсах этих иностранных лиц, может повлечь налоговые риски.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли организаций признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением тех, которые указаны в ст. 270 НК РФ.
При исчислении налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ, за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 НК РФ (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно п. 44 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются, в частности, расходы рекламодателей на распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если:
- информация о такой рекламе не была представлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
- либо если такая реклама была распространена на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ,
- или на информационном ресурсе иностранного лица, осуществляющего деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) и иным законодательством РФ.
Таким образом, для учета расходов организации на рекламу в целях налогообложения прибыли налогоплательщик должен подтвердить, что при распространении рекламы не возникают условия, предусмотренные п. 44 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-03-06/1/125078).
В письме от 27.05.2025 N 03-03-06/3/51670 Минфин России указал, что по вопросам, касающимся применения норм вышеуказанных федеральных законов в целях учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы для целей применения положений п. 44 ст. 270 НК РФ, следует руководствоваться письмом Роскомнадзора от 20.02.2025 N 03-72707 (далее - Письмо Роскомнадзора), которое доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 27.02.2025 N СД-4-3/2042@, размещенным на официальном сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/15892340/?ysclid=m82r9p8omr679633483.
В указанном Письме Роскомнадзора изложено, что ст. 5 Закона N 236-ФЗ установлены условия осуществления деятельности иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ, включающие в себя исполнение иностранным лицом трех обязанностей.
Так, согласно ст. 5 Закона N 236-ФЗ иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети Интернет на территории РФ, обязано:
1) разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
2) зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в сети Интернет и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ;
3) создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории РФ филиала, или представительства, или российского юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 7 Закона N 236-ФЗ.
В ст. 9 Закона N 236-ФЗ (пункты с 1 по 8) перечислены виды мер понуждения к исполнению иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети Интернет на территории РФ, требований законодательства РФ в случае неисполнения указанным иностранным лицом положений Закона N 236-ФЗ и иных требований, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ. При этом в отношении указанного иностранного лица могут применяться одна или одновременно несколько мер понуждения.
Информация об исполнении иностранным лицом предусмотренных ст. 5 Закона N 236-ФЗ обязанностей размещается в общедоступном перечне иностранных лиц на сайте Роскомнадзора https://236-fz.rkn.gov.ru.
В Письме Роскомнадзора указано, что иностранное лицо, включенное в перечень иностранных лиц Роскомнадзора, исполнившее обязанности, предусмотренные ст. 5 Закона N 236-ФЗ, считается исполнившим требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ.
Таким образом, сведения об исполнении или неисполнении иностранным лицом обязанностей иностранного лица, предусмотренных ст. 5 Закона N 236-ФЗ, могут быть получены рекламодателем самостоятельно и в любое время путем обращения к общедоступному перечню иностранных лиц.
Согласно Перечню иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет на территории РФ, размещенному на сайте Роскомнадзора https://236-fz.rkn.gov.ru (далее - Перечень иностранных лиц), в отношении иностранного лица - организации Telegram Messenger, Inc. внесены следующие сведения об исполнении обязанностей: Разместить на информационном(ых) ресурсе(ах) электронную форму, зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора - статус исполнения "Исполнено", создать филиал или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо - статус исполнения "В стадии согласования".
Таким образом, полагаем, что из трех обязанностей, установленных ст. 5 Закона N 236-ФЗ, организацией Telegram Messenger, Inc. на сегодняшний момент полностью исполнены только две.
При этом в Перечне иностранных лиц также имеется информация о принятых мерах понуждения организации Telegram Messenger, Inc. в виде информирования пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети Интернет на территории РФ, законодательства РФ, дата принятия меры - 18.08.2022. Эта мера понуждения установлена п. 1 ст. 9 Закона N 236-ФЗ.
По смыслу ст. 9 Закона N 236-ФЗ меры понуждения применяются для того, чтобы иностранное лицо исполнило в том числе положения Закона N 236-ФЗ.
В Письме Роскомнадзора указано, что мера понуждения в виде запрета на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица, предусмотренная п. 3 ст. 9 Закона N 236-ФЗ, принимаемая Роскомнадзором, не является обязательным условием, свидетельствующим о несоблюдении иностранным лицом требований, запретов и ограничений, предусмотренных Законом N 236-ФЗ.
Из буквального толкования этого разъяснения можно сделать вывод, что только мера понуждения, предусмотренная п. 3 ст. 9 Закона N 236-ФЗ, не является обязательным условием, свидетельствующим о несоблюдении иностранным лицом требований, запретов и ограничений, предусмотренных Законом N 236-ФЗ, и в отношении остальных семи мер понуждения это условие не применяется.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации вывод об исполнении иностранным лицом требований, запретов и ограничений, предусмотренных Законом N 236-ФЗ, необходимо делать из совокупного анализа норм ст. 5 и 9 Закона N 236-ФЗ, а также сведений, приведенных в Перечне иностранных лиц.
Полагаем, что иностранное лицо считается исполнившим требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ, если в Перечне иностранных лиц в отношении всех трех обязанностей, установленных ст. 5 Закона N 236-ФЗ, значится статус "Исполнено".
В связи с этим, по нашему мнению, можно сделать вывод, что организация Telegram Messenger, Inc. в полной мере не исполнила требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ, в том числе в целях п. 44 ст. 270 НК РФ.
Согласно Перечню иностранных лиц, размещенном на сайте Роскомнадзора https://236-fz.rkn.gov.ru, в отношении иностранного лица - организации Pinterest, Inc. внесены следующие сведения об исполнении обязанностей: Разместить на информационном(ых) ресурсе(ах) электронную форму, зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора, создать филиал или открыть представительство либо учредить российское юридическое лицо - статус исполнения "Не исполнено".
Таким образом, из трех обязанностей, установленных ст. 5 Закона N 236-ФЗ, организацией Pinterest, Inc. на сегодняшний момент не исполнены все три.
При этом в Перечне иностранных лиц также имеется информация о принятых мерах понуждения организации Pinterest, Inc. в виде информирования пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети Интернет на территории РФ, законодательства РФ, дата принятия меры - 18.08.2022. Эта мера понуждения установлена п. 1 ст. 9 Закона N 236-ФЗ.
Поскольку организацией Pinterest, Inc. не исполнены все три обязанности, установленные ст. 5 Закона N 236-ФЗ, можно сделать вывод, что организация Pinterest, Inc. не исполнила требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ, в том числе в целях применения п. 44 ст. 270 НК РФ.
Таким образом, полагаем, что иностранными лицами Telegram Messenger, Inc. и Pinterest, Inc., включенными в Перечень иностранных лиц Роскомнадзора, размещенном на сайте https://236-fz.rkn.gov.ru, не исполнены обязанности, предусмотренные ст. 5 Закона N 236-ФЗ. Соответственно, эти организации не считаются исполнившими требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ, в том числе в целях п. 44 ст. 270 НК РФ. Признание при налогообложении прибыли расходов на рекламу, размещенную на информационных ресурсах этих иностранных лиц, может повлечь налоговые риски.
Изложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
В связи с этим напоминаем о праве организации обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
26 ноября 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.