Были внесены изменения в п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Кто сейчас должен уплачивать в российский бюджет НДС - белорусская организация или российская организация?
По сублицензионному договору юридическое лицо Республики Беларусь передает лицензию через интернет российской организации. Ранее в договоре от 2024 года было прописано, что лицензионное вознаграждение лицензиата включает НДС по ставке 20%. Есть письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 февраля 2021 г. N 03-07-13/1/12124, согласно которому местом реализации оказываемых белорусской организацией российской организации услуг в электронной форме по предоставлению прав на использование баз данных и программного обеспечения через сеть "Интернет" признается территория Российской Федерации и соответственно такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. При этом согласно пункту 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации белорусская организация, оказывающая такие услуги, подлежит постановке на учет в российском налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов в целях уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации. Сейчас российская организация заключает аналогичный договор в связи с истекшим сроком действия предыдущего. Были внесены изменения в п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Кто сейчас должен уплачивать в российский бюджет НДС - белорусская организация или российская организация?
В письме Минфина России от 20.02.2021 N 03-07-13/1/12124 было указано, что согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ белорусская организация, оказывающая такие услуги, подлежит постановке на учет в российском налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов в целях уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации.
Так, с 1 января 2019 года до 1 октября 2022 года обязанность по исчислению НДС была возложена на оказывающую электронные услуги иностранную организацию независимо от того, кто являлся покупателем - физическое лицо, ИП или юридическое лицо. В связи с этим покупатели иностранных электронных услуг не являлись налоговыми агентами в отношении НДС, уплаченного за такие услуги (см. также письма Минфина России от 06.06.2022 N 03-07-08/53215, от 08.12.2021 N 03-07-08/99634, от 23.11.2021 N 03-07-08/94561, от 21.10.2021 N 03-07-08/85178, от 23.07.2021 N 03-07-08/59207, от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 26.04.2019 N 03-07-08/31281, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139, ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@).
Позже Минфин России в письме от 25.11.2022 N 03-07-08/115422 указал, что российские организации и ИП должны выполнять обязанности налогового агента, даже если иностранная компания состоит на учете в российских налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.
См. Вопрос: НДС после 01.10.2022 г., если заключен сублицензионный договор с иностранным лицом, состоящим на учете по п. 4.6 ст. 83 НК РФ (ответ Горячей линии ГАРАНТ, май 2023 г.).
Дело в том, что с 1 октября 2022 года российские организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие у иностранных компаний электронные услуги (в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров), местом реализации которых является РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ (п. 10.1 ст. 174.2 НК РФ).
С 1 октября 2022 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС только в том случае, если они оказывают услуги физическим лицам, не являющимся ИП (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Такие организации по-прежнему должны встать на учет в российских налоговых органах.
С 1 апреля 2024 года изменены основания постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе иностранных лиц, оказывающих услуги в электронной форме на территории РФ (за исключением оказывающих услуги через обособленное подразделение, расположенное в РФ). Теперь это только поставщики электронных услуг физическим лицам (не являющимся ИП), которые сами занимаются расчетами с такими покупателями, а также иностранные организации - посредники, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ. Для этого они должны представить в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания таких услуг (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
Таким образом, в настоящее время российские организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие у иностранных компаний электронные услуги, местом реализации которых является РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС в качестве налоговых агентов (см. также письма Минфина России от 26.07.2024 N 03-07-08/69996, от 10.10.2022 N 03-07-08/97545).
Соответственно, в рассматриваемом случае у вашей организации возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента. Белорусская организация не уплачивает НДС в российский бюджет.
Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими документами (материалами):
- Вопрос: НДС при приобретении учреждением неисключительного права на использование программного обеспечения у белорусской организации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.);
- Вопрос: Исчисление НДС при заключении договора с белорусским контрагентом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2023 г.);
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме;
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами при покупке электронных услуг у иностранной.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
16 сентября 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
