Общие моменты исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь
Организация планирует ввозить импортный товар (парфюмерно-косметический товар) из Белоруссии. Закупка импортного товара осуществляется у белорусской компании. Какие документы/декларации необходимо будет подать в ИФНС по НДС? Какие подтверждающие документы сейчас нужно предоставлять в ИФНС, как подтверждающие (принятие, уплату НДС)? Когда можно будет принять данный НДС к вычету? Необходимо ли заполнять Статистическую форму по ввезенному товару для ФТС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Общий порядок действий российского импортера при приобретении товаров у налогоплательщика из Республики Беларусь описан ниже.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации), а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.
В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников Союза необходимо руководствоваться, в частности:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов;
- главой 21 НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (п. 1 ст. 7 НК РФ).
Так, на основании п. 13 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.
Согласно п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства- члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
В силу п. 17 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары. Иными словами, при ввозе товаров, в том числе с территории Белоруссии применяются ставки НДС, предусмотренные пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ, или освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 150 НК РФ.
Пункт 19 Протокола устанавливает, что косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Пункт 20 Протокола указывает, что в этот же срок покупателю необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Ее форма, формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@. Декларация по косвенным налогам представляется в налоговый орган в бумажном или электронном виде. Только в электронном виде декларацию подают:
- налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших;
- налогоплательщики, не являющиеся крупнейшими, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.
Одновременно с декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы следующие документы:
- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (смотрите письма ФНС России от 23.01.2018 N СД-4-3/1068@, от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@, Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931);
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Ни Протокол, ни НК РФ не содержат перечня транспортных (товаросопроводительных) документов. Исходя из разъяснений, представленных в письме Минтранса России от 30.09.2011 N СА-19/11175, при международных перевозках автомобильным транспортом целесообразно применять международную транспортную накладную CMR;
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.
При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства члена.
Если импортер является плательщиком НДС, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму налога он может принять к вычету (п. 26 Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).
Финансовое ведомство в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров (смотрите письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, от 05.09.2012 N 03-07-13/01-47, от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26, а также определения Верховного Суда РФ от 21.10.2021 N 310-ЭС21-14054, от 09.01.2018 N 304-КГ17-19835, постановление АС Центрального округа от 26.11.2020 N Ф10-1202/19).
В графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС (подп. "е" п. 6 Правил ведения книги покупок), в графе 7 - реквизиты документов, подтверждающих уплату налога (подп. "к" п. 6 Правил ведения книги покупок), в графе 14 - налоговая база, указанная в графе 15 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (подп. "с" п. 6 Правил ведения книги покупок).
Налоговое ведомство (смотрите письмо ФНС России от 21.03.2016 N ЕД-4-15/4611@) отмечает, что при отражении в книге покупок операции по ввозу товаров в Россию из государства - члена ЕАЭС в графе 2 "Код вида операции" указывается код "19". Регистрационный номер и дата заявления, присвоенные налоговым органом, отражаются в разделе N 2 Заявления либо в форме-сообщения о проставлении отметки. При отражении кода вида операции 19 в книге покупок указание информации о продавце необязательно (смотрите также письмо ФНС России от 20.09.2016 N СД-4-3/17657).
Статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891.
Статистическая форма учета представляется по всем товарам, перемещаемым между государствами - членами ЕАЭС (п. 6 Методологии ведения статистики взаимной торговли, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210).
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного УКЭП, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности на сайте ФТС, не позднее десятого рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведено получение товаров (пп. 8, 9 Правил ведения статистики взаимной торговли, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Алгоритм действий покупателя при импорте товаров из стран ЕАЭС;
- Энциклопедия решений. Налогообложение и учет при импорте из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии);
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе (импорте) товаров с территории государств - участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
26 августа 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
