Налог на прибыль при выплате компании из ЮАР дохода за услуги международной морской перевозки с использованием арендованных судов
Согласно ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ под судовладельцем (владельцем судна) в указанном кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на другом законном основании. Иностранная компания (резидент ЮАР, по договору - перевозчик) оказывает российской организации услуги международной морской перевозки с использованием судов, которые принадлежат ей на правах аренды. Перевозчик предоставляет документы, предусмотренные ст. 312 НК РФ (документы о налоговом резидентстве и подтверждающие фактическое право на получение дохода).
Имеет ли российская организация право не удерживать налог на прибыль из выплачиваемых перевозчику доходов на основании международного договора об избежании двойного налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Российская организация в рассматриваемой ситуации с учетом п. 1 ст. 8 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ЮАР об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход не должна удерживать налог из выплачиваемых компании из ЮАР доходов за услуги международной морской перевозки с использованием арендованных судов.
Обоснование вывода:
Иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль (далее - налог) (п. 1 ст. 246 НК РФ).
Объектом налогообложения по налогу для указанной категории налогоплательщиков является полученная ими прибыль, которой признаются доходы, полученные от источников в РФ, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ).
В п. 1 ст. 309 НК РФ поименованы виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (п. 1.1 ст. 309 НК РФ). К ним относятся, в частности, доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках). Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется, удерживается и уплачивается в бюджет, в частности, российской организацией - налоговым агентом, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ. Налог с видов доходов, указанных в подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, исчисляется по ставке, предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке десять процентов.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, не производится налоговым агентом при выплате доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
Пункт 1 ст. 8 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ЮАР об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход (Претория, 27.11.1995) (далее - Соглашение) устанавливает, что доход от использования или аренды морских или воздушных судов в международных перевозках подлежит налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, в котором лицо, получающее такие доходы, имеет постоянное местопребывание. При этом выражение "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве (п. 1 ст. 3 Соглашения).
Это означает, что получаемый компанией из ЮАР доход от использования морских судов в международных перевозках не подлежит налогообложению в России (дополнительно смотрите в письме Минфина России от 09.02.2021 N 03-03-06/1/8231).
Таким образом, считаем, что при условии получения от перевозчика из ЮАР до даты выплаты дохода за международную морскую перевозку документов, подтверждающих ее налоговое резидентство, а также наличия у нее фактического права на получение этого дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ) российская организация в рассматриваемой ситуации не должна удерживать налог из выплачиваемого дохода.
В заключение отметим, что ни нормы главы 25 НК РФ, ни нормы Соглашения не ставят правила налогообложения анализируемого дохода в зависимость от того, является ли его фактический получатель судовладельцем (владельцем судна) или нет, что, на наш взгляд, делает излишним оценку данного обстоятельства с учетом определения, представленного в ст. 8 Кодекса торгового мореплавания (КТМ), достаточно того, что перевозчик фактически использует для осуществления международной морской перевозки суда, принадлежащие ему на правах аренды. При этом, например, из письма Минфина России от 21.04.2021 N 03-03-06/1/30144 следует, что судовладельцами в понимании ст. 8 КТМ могут являться в том числе арендаторы судов (фрахтователи).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
31 июля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
