Ответственность резидента ОЭЗ в случае нарушения ограничения по выручке, полученной от иных видов деятельности
Какая предусмотрена ответственность для резидента ОЭЗ и управляющей организации (УК) в случае, если резидент получает более 10% выручки не от основного вида деятельности, указанного в соглашении ППД (соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности)? Какие действия необходимо предпринять УК ОЭЗ при обнаружении данного нарушения условий соглашения ППД?
Исходя из положений п. 1 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ резидент ОЭЗ при осуществлении деятельности должен соблюдать следующую пропорцию по доходам:
- не менее 90% дохода от осуществления основного вида деятельности;
- не более 10% дохода от осуществления иных видов деятельности, указанных в Соглашении.
Ответственность за нарушение указанной пропорции Закон N 116-ФЗ не устанавливает.
Отметим, что и в качестве обязательного условия для целей применения пониженной ставки по налогу на прибыль, установленной для резидентов ОЭЗ, предусмотрено только ведение раздельного учета доходов, полученных от осуществления деятельности на территории ОЭЗ, и доходов (расходов) от деятельности за пределами указанной территории. При этом условие об обязательном условии соблюдения пропорции по доходам для применения пониженной ставки по налогу на прибыль отсутствует (п. 1.2 ст. 284 НК РФ, абзацы 6, 8 п. 1 ст. 284 НК РФ, п. 1 ст. 1 Закона РТ от 10.02.2006 N 5-ЗРТ).
Допускаем, что нарушение резидентом ОЭЗ ограничения по доходам от иных видов деятельности (более 10%), указанным в соглашении о ППД, может быть признано нарушением условий соглашения. Последствием такого нарушения может быть расторжение соглашения и утрата статуса резидента ОЭЗ (ч. 8 ст. 9 и ч. 2.1, п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 116-ФЗ).
При этом расторжение соглашения осуществляется только в судебном порядке (ч. 2 ст. 20 Закона N 116-ФЗ).
Примеров судебной практики, которая рассматривала бы споры по обозначенной в вопросе ситуации, нами не обнаружено.
Действия УК ОЭЗ.
УК ОЭЗ осуществляет контроль за исполнением резидентом соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ в порядке, установленном приказом Минэкономразвития РФ от 07.08.2024 N 498.
Соответствие деятельности резидента условиям соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ устанавливается в рамках проведения проверок - как плановых, так и внеплановых.
Проведение проверки оформляется решением управляющей компании.
Проверяющие в пределах своей компетенции вправе, в частности:
- самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом на территории особой экономической зоны);
- требовать и получать документы, характеризующие деятельность резидента за период проверки (п. 10 Порядка).
По результатам проверки составляется акт, в котором указываются:
- срок устранения выявленных нарушений;
- факты несоблюдения условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
- факт выполнения резидентом всех условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
- иные обстоятельства, предусмотренные Законом N 116-ФЗ, которые могут послужить основанием для направления УК заявления в суд о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ.
Управляющая компания в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для обжалования результатов проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По истечении срока, указанного в уведомлении, УК проводит проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ (п. 17 Порядка).
Информация о проведенной проверке с приложением копий актов проверки и уведомлений об устранении выявленных нарушений в ходе ее проведения подлежит направлению в Минэкономразвития РФ (п. 18 Порядка).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
30 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
