Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1) Для целей налогообложения железнодорожные контейнеры рассматриваются аналогично железнодорожному подвижному составу.
2) Российский арендатор не является налоговым агентом по НДС, поскольку в анализируемой ситуации местом реализации услуг территория РФ не признается.
3) Российский арендатор не является налоговым агентом по налогу на прибыль в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество".
Обоснование позиции:
Железнодорожный контейнер как таковой трудно назвать транспортным средством. Однако Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) в ряде случаев рассматривает контейнеры аналогично железнодорожному подвижному составу (смотрите статьи 2, 37, 44 Закона N 18-ФЗ).
Отметим, что налоговое законодательство для целей налогообложения НДС относит к услугам, связанным с международной перевозкой, в частности, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок (абзац четвертый подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Такой же подход прослеживается в письме ФНС России от 03.06.2015 N ГД-4-3/9535@, письме Минфина России от 18.01.2023 N 03-07-13/1/3084.
Таким образом, полагаем, что для целей налогообложения железнодорожные контейнеры рассматриваются аналогично железнодорожному подвижному составу.
НДС
Применение НДС при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола, не имеющих отношения к рассматриваемому случаю).
Место реализации услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств, к которым согласно п. 2 раздела I "Общие положения" Протокола относятся единицы железнодорожного подвижного состава и грузовые контейнеры, определяется в соответствии с подп. 5 п. 29 Протокола по месту осуществления деятельности налогоплательщика, оказывающего эти услуги (письмо Минфина России от 06.07.2017 N 03-07-08/42919). Аналогичные выводы, как нам представляется, следуют из письма Минфина России от 24.11.2017 N 03-07-13/1/77926.
Зеркальная ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 04.12.2015 N 03-07-13/1/70858 для случая предоставления российской организацией в аренду железнодорожных вагонов и контейнеров белорусской организации. На основании положений пунктов 1, 28 и 29 Протокола взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом местом реализации услуг по предоставлению в пользование транспортных средств, к которым относятся единицы железнодорожного подвижного состава, оказываемых налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации услуг по предоставлению в аренду железнодорожных вагонов и контейнеров, оказываемых российской организацией белорусской организации, в том числе с целью их использования за пределами территории Российской Федерации, признается территория РФ и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с НК РФ. При этом используется основная ставка налога (п. 3 ст. 164 НК РФ).
В связи с этим полагаем, что в анализируемой ситуации местом реализации услуг по сдаче белорусской компанией железнодорожных контейнеров в аренду является территория Республики Беларусь. Соответственно, НДС должен взиматься по белорусскому законодательству.
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Пункт 2 ст. 161 НК РФ конкретизирует, что налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц.
В анализируемой ситуации местом реализации услуг территория РФ не признается, а значит, отсутствует объект налогообложения для целей главы 21 НК РФ. Соответственно, у Организации не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
Налог на прибыль
По общему правилу налоговая ставка на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливается в размере 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок (подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 306 НК РФ иностранные организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль, если:
Отметим, что в подпунктах 1-9 п. 1 ст. 309 НК РФ перечислены доходы от источников в РФ, не связанные с выполнением работ (оказанием услуг) иностранной организацией в РФ. В частности, в подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ названы доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Доходы иностранных организаций, не подлежащие обложению налогом у источника выплаты, перечислены в п. 2 ст. 309 НК РФ:
Сдача в аренду российскому арендатору железнодорожных контейнеров не перечислена в п. 2 ст. 309 НК РФ.
Налог с доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, исчисляется по ставке 10 процентов. Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ (письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-08-05/43375).
Вместе с тем в силу норм ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В данном случае следует обратиться к нормам Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение).
На основании ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.
В соответствии со ст. 8 Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств облагается налогом только в этом Государстве. Для целей Соглашения прибыль от международных перевозок включает прибыль, полученную от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, а также использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования.
Таким образом, в силу прямой нормы Соглашения прибыль белорусской компании от сдачи в аренду контейнеров подлежит налогообложению только в Республике Беларусь.
При получении иностранной организацией доходов, не связанных с предпринимательской деятельностью в России через постоянное представительство, обязанность по исчислению и уплате налогов возлагается на налогового агента, выплачивающего доход иностранной организации (п. 4 ст. 286, п. 1.1 ст. 309, п. 1 ст. 310, ст. 312 НК РФ, письма Минфина России от 10.04.2023 N 03-03-06/1/31719, от 08.06.2015 N 03-08-13/33142, от 31.03.2015 N 03-08-05/17640), в данном случае - российскую Организацию.
Налоговый агент при выплате дохода иностранной организации должен удержать сумму налога при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов (п. 2 ст. 287, п. 1.1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
В анализируемой ситуации доходы доходы белорусской компании не облагаются налогом на прибыль в Российской Федерации, и российская Организация, выплачивающая доходы, не является в таком случае налоговым агентом (смотрите письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-08-05).
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
8 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.