Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. В 2022 году (с июля по декабрь) у организации отсутствовала обязанность исчисления земельного налога в отношении тех участков, по которым не была установлена кадастровая стоимость.
Суммы земельного налога, исчисленные организацией исходя из кадастровой стоимости соседних земельных участков, признаются излишне уплаченными. Подтверждением тому являются полученные в ходе сверки с налоговыми органами сведения о нулевых величинах налоговых баз по земельным участкам.
2. Начиная с 01.01.2023 земельный налог (авансовые платежи) необходимо рассчитывать исходя из внесенной в ЕГРН в 2023 году кадастровой стоимости соответствующих земельных участков.
3. Организация не обязана предпринимать каких-либо дополнительных действий, направленных на внесение изменений в ЕГРН, в том числе в части сведений о дате начала применения кадастровой стоимости.
Обоснование позиции:
1. Земельный налог за период с июля по декабрь 2022 года
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в ЕГРН (ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ)).
По общему правилу налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять данные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Важно, что в отношении рассматриваемой ситуации (когда кадастровая стоимость новых участков определяется впервые) главой 31 НК РФ не установлено особенностей налогообложения.
В письме Минфина России от 24.01.2017 N 03-05-06-02/3059 сделан вывод: при отсутствии в кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.
С учетом мнения Минфина, ФНС неоднократно сообщала: если в отношении земельного участка, сведения о кадастровой стоимости которого отсутствуют в ЕГРН, налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию по земельному налогу с указанием в ней налоговой базы, равной нулю (до момента установления кадастровой стоимости земельного участка) (смотрите письма ФНС от 25.07.2019 N БС-4-21/14735@, от 27.12.2018 N БС-4-21/25802@, от 17.10.2018 N БС-4-21/20285). Выводы о нулевой налоговой базе актуальны и в отношении исчисления налога (авансовых платежей) в 2022 году, несмотря на то, что у организации отсутствовала обязанность представления налоговых деклараций.
Кроме того, в письме ФНС от 21.10.2022 N БС-3-21/11614@ указано: для целей п. 1 ст. 391 НК РФ значение кадастровой стоимости, подлежащей применению с 1 января 2022 года, определяется на основе сведений ЕГРН о кадастровой стоимости, применяющейся на эту дату, за исключением случаев, указанных в абзаце втором п. 1.1 ст. 391 НК РФ.
Отметим, что п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (о том, что, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли) утратили силу с 1 марта 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, в 2022 году (с июля по декабрь) у организации отсутствовала обязанность исчисления земельного налога в отношении тех участков, по которым не была установлена кадастровая стоимость.
Суммы земельного налога, исчисленные организацией исходя из кадастровой стоимости соседних земельных участков, признаются излишне уплаченными. Подтверждением тому являются полученные в ходе сверки с налоговыми органами сведения о нулевых величинах налоговых баз по земельным участкам.
Отметим, что излишняя уплата сумм земельного налога не повлекла завышения сумм расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в связи с чем у организации не возникнет оснований для перерасчета базы по налогу на прибыль за 2022 год (суммы излишне начисленного земельного налога в 2023 году необходимо включить во внереализационные доходы).
2. Земельный налог в 2023 году
Как было отмечено выше, на основании п. 1 ст. 391 НК РФ, по общему правилу налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость участков, образованных в 2022 году, впервые определена после 1 января 2023 года.
По нашему мнению, земельный налог (авансовые платежи) в 2023 году организации необходимо рассчитывать исходя из внесенной в ЕГРН кадастровой стоимости соответствующих земельных участков (кадастровая стоимость соседних земельных участков не подлежит применению).
Полагаем, в данном случае нет оснований ссылаться на последний абзац п. 1 ст. 391 НК РФ (налоговая база за налоговый период 2023 года не может превышать кадастровую стоимость, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик) и не исчислять суммы земельного налога (авансовых платежей).
3. Об обращении в территориальный орган Росреестра
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 391 НК РФ (налоговой базой признается внесенная в ЕГРН кадастровая стоимость) и норм Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в п. 3 Постановления Конституционного Суда от 28.02.2019 N 13-П разъяснено следующее.
При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения.
Федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу - налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, выступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы (Постановление Конституционного Суда от 02.07.2013 N 17-П).
При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения. Исходя из нормативного содержания принципа правового государства и конституционного принципа добросовестности, налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами. То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
С учетом изложенного, по нашему мнению, организация не обязана предпринимать каких-либо дополнительных действий, направленных на внесение изменений в ЕГРН, в том числе в части сведений о дате начала применения кадастровой стоимости.
Этот вывод косвенно подтверждается также письмом ФНС от 21.10.2022 N БС-3-21/11614@, в котором указано: согласно подп. 7 п. 26, подп. 5 п. 28, пп. 5 п. 31, подп. 2 п. 34, подп. 5 п. 37, подп. 2 п. 40, подп. 4 п. 46 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в ЕГРН вносится дата начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, определяемая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Определение базы по земельному налогу (по кадастровой стоимости земельного участка);
- Энциклопедия решений. Налоговая база по земельному налогу (кадастровая стоимость земельных участков).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
27 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.