Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговый орган с целью получения справки о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и его детализации.
Также целесообразно запросить акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.
Отказ в предоставлении таких документов может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате задолженности (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета (далее - ЕНС) и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (абзац 2 п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате задолженности также должно содержать информацию, перечисленную в п. 2 ст. 69 НК РФ. При этом срок возникновения задолженности в требовании не указывается.
В соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП, а также на получение акта такой сверки, форма которого рекомендована в письме ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@.
В письме ФНС России от 29.09.2022 N АБ-4-19/12938@ "О проведении сверки расчетов" указывается, что основания для отказа в проведении сверки расчетов НК РФ не предусмотрены.
Акт сверки возможно запросить за определенный период и по определенному коду бюджетной классификации (далее - КБК) или по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении (смотрите материал: - Вопрос: Каким образом налогоплательщик может получить Акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2023 г.)).
Срок формирования акта сверки не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления на бумажном носителе и не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации заявления в электронном виде. При этом срок регистрации заявления составляет не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления этого заявления в налоговый орган (письмо ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@).
Отметим, что в настоящее время продолжает действовать форма акта сверки расчетов, утвержденная приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.
Как указывают некоторые специалисты, новые правила будут касаться правовых отношений, возникших с 01.01.2023, и иметь отношение именно к ЕНП (смотрите материал: - ФНС не может ограничивать период сверки по налогам тремя годами (Е.С. Казаков, журнал "Бухгалтер Крыма", N 1, январь 2023 г.)).
Иными словами, представляется, что сверку расчетов с налоговым органом за период до 31.12.2022 возможно оформить актом, форма которого утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ (смотрите также материал: - Вопрос: Особенности проведения сверки расчетов с налоговым органом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.)).
В свою очередь, в силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ (корреспондирующая норма) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, переданному в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе:
Справка о наличии отрицательного сальдо должна содержать имеющиеся в налоговом органе детализированные сведения об обязанности лица, указанного в п. 4 ст. 11.3 НК РФ, по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) (абзац 3 подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Учитывая изложенное, мы полагаем, что в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с целью получения справки о наличии отрицательного сальдо ЕНС и его детализации.
На возможность проведения сверки расчетов с налоговым органом обращают внимание и в ФНС России.
Чиновники отмечают, что в приложениях к справке будут указаны подробные сведения о задолженности в разрезе каждой обязанности по уплате налогов, в том числе по срокам ее возникновения, и карта расчета пеней (с информацией о периодах наличия недоимки, на которую начислена пеня, и о ключевой ставке рефинансирования Банка России) (смотрите материал: - Вопрос: Как поступить налогоплательщику в случае получения им требования об уплате налога (при условии своевременной уплаты налогов) для урегулирования спора? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2023 г.)).
В п. 25 брошюры "ЕНС 36.6 - Здоровый расчет по налогам" (36 вопросов + 6 плюсов и преимуществ) (письмо Федеральной налоговой службы от 29.04.2022 N КЧ-4-8/5395@) говорится, что в случае несогласия с долгом нужно провести сверку с налоговой для устранения причин (при их наличии), повлиявших на наличие задолженности. Все способы разрешения спорных начислений, имеющиеся сейчас, остаются доступны налогоплательщику (смотрите также материал: - Вопрос: Как провести сверку с налоговой? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2023 г.)).
Документом, подтверждающим наличие и размер задолженности, в этом случае выступает акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП. Форма акта направлена письмом ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@.
Отметим, что ранее в письмах ФНС России от 28.02.2023 N ЕД-26-8/4@, от 26.01.2023 N ЕД-26-8/2@ говорилось о том, что взыскание сумм задолженности должно проводиться исключительно в отношении верифицированных (то есть подтвержденных) сумм отрицательного сальдо ЕНС.
Отказ в проведении сверки, на наш взгляд, может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС России от 14.02.2023 N БВ-4-9/1702@ "О рассмотрении жалоб по вопросам, связанным с ЕНС", а также материал: - Вопрос: Организация не может сверить сальдо по ЕНС с налоговым органом, т.к. инспекция не предоставляет результаты сверки (не отвечает на запросы). Как следует поступить в такой ситуации? (ответ эксперта АКГ "ПРАВОВЕСТ Аудит", март 2023 г.)).
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (смотрите также материал: - Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц).
Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган всегда подается через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (пп. 1, 2 ст. 139 НК РФ, смотрите также материал: - Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц).
О порядке обжалования смотрите дополнительно материалы:
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
11 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.