Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Вправе ли учреждение признать во внереализационных расходах выставленный учредителем штраф за недостижение показателя гранта, предоставленного в форме субсидии?

12 июля 2023

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Штрафные санкции за недостижение значений показателей результативности использования гранта в форме субсидии не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах на право получения грантов наравне с иными организациями, физическими лицами.
Помимо грантов, предоставляемых различными организациями и физическими лицами, бюджетные и автономные учреждения могут получать также гранты в форме бюджетных субсидий. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ такие субсидии предоставляются по итогам проводимых органами власти (местного самоуправления) конкурсов. При этом гранты в форме субсидий могут предоставляться органами исполнительной власти (местного самоуправления), в том числе и тем бюджетным (автономным) учреждениям, в отношении которых эти органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования в виде грантов, получаемых бюджетными и автономными учреждениями из бюджетов всех уровней в качестве субсидий (в том числе субсидий на иные цели). Кроме того, на основании подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ средства целевых поступлений, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, также не включаются в доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом, как правило, порядком предоставления грантов в форме субсидий и соглашениями о предоставлении такого гранта предусматривается, что в случае если получателем средств гранта в форме субсидии не достигнуты значения показателей результативности использования гранта, грантополучатель уплачивает штрафные санкции на основании выставленного требования (смотрите, например, приказ Минфина России от 30.11.2021 N 199н, п. 16 постановления Правительства РФ от 18.06.2017 N 723). Такие штрафные санкции подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (например, постановление Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 30.06.2021 N 1024).
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Вместе с тем расходы в виде штрафных санкций в рассматриваемой ситуации связаны с целевым финансированием (грантом в форме субсидии), то есть не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Следовательно, такие расходы не соответствуют требованиям признания их для целей налогообложения прибыли, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. При этом ФНС и финансовое ведомство в своих разъяснениях указывали, что подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется во взаимосвязи с гражданским законодательством (п. 1 ст. 330 ГК РФ), то есть в отношении тех неустоек (штрафов, пеней), которые возникают в сфере гражданско-правовых отношений и свидетельствуют о том, что должник согласен уплатить санкции кредитору в полном объеме либо в меньшем размере исходя из условий заключенного договора (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 20.08.2010 N 20-14/2/087846@, письма Минфина России от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28377, от 20.09.2021 N 03-03-06/1/75928, от 01.03.2019 N 03-03-06/1/13570, от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42048).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Так как суммы штрафных санкций за недостижение значений показателей результативности использования гранта в форме субсидии подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета, то на основании п. 2 ст. 270 НК РФ такие суммы не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 29.05.2023 N 03-03-06/1/49228).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

16 июня 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное