Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Общество получило разрешение на реконструкцию объекта. В ходе реконструкции была выполнена часть работ. Общество приняло решение о консервации объекта капитального строительства и остановке строительно-монтажных работ.
Нужно ли продлевать договоры аренды земельного участка, аренды лесного участка и соглашения об установлении сервитута, на основании которых было получено разрешение на реконструкцию? В случае возобновления строительно-монтажных работ какие риски могут возникнуть у общества?
1. Порядок проведения консервации/расконсервации объектов капитального строительства урегулирован слабо.
В настоящее время действует только постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2025 г. N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства", которое определяет ряд требований к таким процессам.
По нашему мнению, продление сроков действия договора аренды земельного участка, аренды лесного участка, сервитута необходимо.
Нормы земельного, лесного законодательства не предусматривают возможность приостановления срока действия договоров аренды, сервитута на период консервации объекта капитального строительства. Продление срока действия таких договоров, сервитута осуществляется на общих основаниях. Последствия утраты прав на земельный участок также общие исходя из норм гражданского, земельного, лесного и т.д. законодательства.
Согласно ч. 21.4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство прекращает свое действие, если прекращаются права на земельный участок. Получение нового разрешения на строительство всегда трудозатратно, поэтому полагаем, что если в дальнейшем планируется расконсервация объекта, то лучше сохранить имеющиеся права на земельные участки (смотрите постановление Девятого ААС от 28 ноября 2024 г. N 09АП-66127/24, постановление Тринадцатого ААС от 10 июля 2025 г. N 13АП-858/25, решение Сысертского районного суда Свердловской области от 21 февраля 2024 г. по делу N 2-654/2024).
2. Всевозможные риски в отношении будущих действий предусмотреть и определить затруднительно, т.к. они зависят от конкретных обстоятельств ситуации. Исходя из практики, к таким рискам могут быть отнесены: неуведомление органов власти о возобновлении работ по реконструкции (расконсервации объектов), дополнительные затраты на техническое обследование объекта и в зависимости от его состояния внесение изменений в проектную документацию, необходимость получения нового разрешения на строительство (если срок действия РнС истечет или будет прекращен).
В зависимости от периода консервации могут измениться генеральный план, правила землепользования и застройки территории, технические условия подключения к инженерным сетям, а соответственно, и требования к строительству.
Поскольку порядок расконсервации в части необходимости/отсутствия необходимости получения ГПЗУ, внесения изменений в проектную документацию, внесения изменений в разрешение на строительство в рамках консервации не урегулирован, заранее не представляется возможным определить, какие конкретные документы могут потребоваться и какие их них будут подлежать изменению (смотрите также определение ВС РФ от 24 марта 2023 г. N 307-ЭС23-1795, постановление АС Центрального округа от 13 октября 2025 г. N Ф10-2081/25, постановление Девятого ААС от 21 ноября 2024 г. N 09АП-68046/24, решение АС г. Москвы от 21 декабря 2023 г. по делу N А40-37782/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена
Ответ прошел контроль качества
3 декабря 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.