Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Выполнение лидером коллективного участника всего объема работ в случае отказа участника от заключения договора

15 декабря 2025

Между тремя юридическим лицами заключено соглашение о коллективном участии в конкурсе на выполнение НИОКР, согласно которому стороны выбрали лидера коллективного участника и поручили ему в случае признания коллективного участника победителем торгов заключить с заказчиком договор о выполнении НИОКР, а также стороны установили, что в случае победы на торгах участник 2 и участник 3 не вправе отказаться от подписания с лидером коллективного участника договора о выполнении работ. Однако после подписания договора между заказчиком и лидером участника на выполнение НИОКР участник N 2 уклонился от подписания договора с лидером участника, мотивируя свой отказ несогласием с условиями договора, считая, что положения основного договора с заказчиком не распространяются на правоотношения между лидером участника и участником. Согласно соглашению сторон о коллективном участии на первом этапе НИОКР должна была выполняться силами лидера участника и участника N 2. Отказ участника N 2 от подписания договора с лидером участника создает риск срыва сроков выполнения работ и угрозу расторжения со стороны заказчика договора в одностороннем порядке.
Вправе ли лидер участника самостоятельно выполнить весь объем работ по первому этапу договора?

К сожалению, дать однозначный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. Поясним почему.

Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. В силу ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Законом N 255-ФЗ.

Соответственно, Закон N 223-ФЗ допускает возможность участия в закупке нескольких юридических лиц одновременно на стороне одного участника закупки. В п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), при этом указано, что в том случае, когда участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику. Соответственно, при участии в закупке коллективного участника заказчиком может быть учтен опыт исполнения соответствующих договоров учредителем одного из таких участников коллективного участника закупки*(1).

Поскольку положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок отдельными видами юридических лиц не установлена форма объединения лиц для участия в закупках (смотрите письмо Минфина России от 13.08.2020 N 24-05-08/71573), заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Министерство экономического развития РФ в письме от 12.04.2016 N Д28и-933 указало на то, что в настоящее время при участии нескольких лиц на стороне одного участника закупки у заказчика могут возникнуть значительные затруднения, поскольку порядок такого множественного участия законодательно не регламентирован. В частности, каким образом несколько физических или юридических лиц должны будут подтвердить, что они участвуют в закупке на стороне другого физического или юридического лица, в какой форме должно быть выражено их волеизъявление для заказчика, с кем из юридических (физических) лиц будет заключаться договор, если на стороне одного участвуют несколько таких лиц. Представляется, что заказчик должен предусмотреть это в документации о закупке (например, путем установления определенной формы заявки для участников, в которой несколько лиц могли бы посредством проставления подписей уполномоченных лиц засвидетельствовать, что они участвуют в закупке на стороне конкретного участника, подавшего заявку; пункта о том, что среди нескольких юридических (физических) лиц должно быть названо (самими участвующими лицами) одно лицо, с которым и будет в дальнейшем заключен договор, и именно оно будет нести ответственность перед заказчиком за неисполнение, ненадлежащее исполнение его условий). В случае если победителем в процедуре закупки признан участник закупки, на стороне которого выступало несколько физических или юридических лиц, то заказчиком должен быть заключен один договор со всеми юридическими или физическими лицами, выступавшими на стороне победившего участника закупки, при этом непосредственно подписание договора может осуществляться одним лицом, действующим от имени всех остальных лиц по доверенности или на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме. Указанные лица солидарно отвечают перед заказчиком за исполнение обязательств, предусмотренных договором, заключенным по результатам процедуры закупки в соответствии со ст. 321-325, 1047 ГК РФ. В целях обеспечения равенства возможностей и во избежание возможных рисков в положении о закупках и документации о закупке следует указать, что лица, выступающие на стороне одного участника закупки, не вправе участвовать в этой же закупке самостоятельно или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно. На основании изложенного, по мнению Департамента, порядок участия группы лиц в закупках на право заключения договоров по итогам таких закупок, а также порядок заключения таких договоров заказчик должен самостоятельно определить в своем положении и закупке и документации о закупке.

Соответственно, ответ на поставленный вопрос во многом зависит от положений, содержащихся в положении о закупке, документации о закупке, а также от условий соглашения о коллективном участии.

Как отмечено в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26.11.2024 N 077/07/00-15711/2024, если в результате торгов победу одерживает коллективный участник, в итоговом протоколе заказчик указывает его полный состав. Договор по результатам закупки может заключаться одним из следующих способов, по соглашению сторон: от лица исполнителя договор подписывает лидер, действующий на основании договора и по доверенности остальных участников; договор, являющийся многосторонним, подписывает лидер, и в нем предусмотрена возможность разделения его стоимости в процентном соотношении от цены и прописана солидарная ответственность участников; договор с распределением объемов контракта подписывают все участники коллективной закупки. При подаче коллективной заявки участники имеют возможность объединиться и подать единую заявку на участие закупке в целях улучшения качества предложения и исполнения договора. Члены коллективного участника являются одним участником закупки, в рамках заключенного соглашения распределяют объемы выполняемых работ, ответственность и финансовые обязательства. При этом исходя из совокупного толкования положений ГК РФ коллективное участие не является соисполнительством.

В случае, если на стороне участника закупки выступает несколько лиц, такие лица для целей проведения закупки рассматриваются как коллективный участник закупки. Основанием для участия в закупке на стороне участника закупки нескольких лиц является соглашение о совместной деятельности, отвечающее следующим требованиям:

1. Соглашение должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Соглашение должно вступить в силу и обязывать всех его участников не позднее момента подачи заявки на участие в закупке.

3. Из соглашения должны вытекать солидарные обязательства его участников по участию в закупке и заключению договора в случае признания коллективного участника победителем закупки, а также солидарную ответственность в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

4. В соглашении должны быть четко распределены номенклатура, виды, объемы, стоимость и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между каждым членом коллективного участника. При этом соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных разрешений (лицензий, аккредитаций, допусков, членства в саморегулируемых общественных организациях и т.д.), осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими такими специальными разрешениями (лицензиями, аккредитациями, допусками, членством в саморегулируемых общественных организациях и т.д.). Допускается установление в соглашении солидарного обязательства всех членов коллективного участника по исполнению обязательств по договору, заключаемому по итогам закупки (за исключением договоров, для исполнения части обязательств по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальные разрешения).

5. Участие в закупке не должно противоречить целям совместной деятельности лиц, заключивших такое соглашение.

6. Соглашение не должно содержать условий, реализация которых может привести к прекращению, истечению срока действия соглашения либо изменению субъектного состава лиц, заключивших соглашение, до даты истечения срока заключения договора по итогам закупки.

К сожалению, судебной практики по ситуации, когда один из участников коллективного участника отказался от заключения договора с лидером коллективного участника, нам обнаружить не удалось.

По одному из дел условиями соглашения было предусмотрено, что все услуги (действия) по условиям конкурсной документации заказчика оказывает лидер коллективного участника, остальные члены коллективного участника оказывают консультационные либо сопутствующие услуги. Исходя из указанного пункта, предполагаемый объем распределения оказываемых услуг означает, что Ответчик-2 исполняет весь объем услуг в рамках заключаемого договора по результатам торгов (100%) в то время как остальные участники фактически отстранены и не участвуют в исполнении договора. Указанное расценивается истцом как признаки недобросовестной конкуренции, исходя из ст. 14.1-14.7, 14.8 Закона N 135-ФЗ. Исходя из положений, указанных УФАС, а также поведения участников договора простого товарищества при проведении торгов, заключенное Ответчиком-2 соглашение носит антиконкурентный характер и является проявлением недобросовестной конкуренции. Указанный договор простого товарищества устраняет от исполнения договора, заключаемого по результатам торгов, всех членов коллективного участника, за исключением Ответчика-2, а равно и от распределения прибыли за оказываемые услуги, в связи с чем отсутствует экономическая обоснованность участия в данном договоре для других членов иначе как повлиять на результат определения победителя в торгах путем суммирования не стоимостных подкритериев оценки, таких как: наличие опыта исполнения договоров на оказание услуг, выполнение работ сопоставимого характера и объема; квалификация трудовых ресурсов; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами (в части наличия у участника закупки собственных или арендованных автотранспортных средств и обеспечить Ответчику-2 победу в указанных торгах и возможность самостоятельного исполнения договора (решение Арбитражного суда г. Севастополя от 31.01.2023 по делу N А84-5649/2022).

В решении Арбитражного суда Хабаровского края от 30.06.2025 по делу N А73-6560/2025 суд применительно к данному спору указал на то, что по общему правилу лидер единолично не несет обязанности по исполнению заключенного договора, а является представителем коллективного участника во взаимоотношениях с заказчиком.

В решении Арбитражного суда Красноярского края от 05.08.2025 по делу N А33-20831/2023 суд отметил, что конкурсная комиссия не оценивает механизм распределения и объем вознаграждения каждого из участников в коллективной заявке, порядок распределения трудовых ресурсов, иное означало бы вмешательство в самостоятельную хозяйственную деятельность юридических лиц. Комиссия также не наделена правом проведения правовой экспертизы соглашений о коллективном участии в закупке в части признании их недействительными (ничтожными) сделками по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, квалификации их в качестве того или иного вида правоотношений, признания их незаключенными по смыслу и в целях применения правил главы 28 ГК РФ.

В ряде случаев условие о возможности перераспределения объемов услуг (работ), распределенных между членами коллективного участника, содержится непосредственно в соглашении, заключенном между участниками (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2025 N Ф05-5252/25).

В этой связи сделать однозначный вывод о правомерности исполнения лидером коллективного участника всего объема работ по первому этапу договора, без анализа соответствующих документов, не представляется возможным. Полагаем, что лидер коллективного участника вправе самостоятельно выполнить весь объем работ по первому этапу договора, если это необходимо для исполнения договора с заказчиком и если это не противоречит условиям соглашения о коллективном участии и заключенного с заказчиком договора.

Поскольку уклонение участника от подписания договора с лидером коллективного участника является нарушением условий соглашения о коллективном участии, то мы не видим оснований для удовлетворения требований участника о взыскании убытков с лидера, т.к. неподписание договора в данном случае обусловлено именно волеизъявлением участника, а не действиями лидера коллективного участника.

При этом следует отметить, что в силу общих положений ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ). И обязанность по возмещению убытков лежит именно на лице, которое не исполнило или ненадлежащим образом исполнило обязательство (ст. 393 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации лицом, нарушившим обязательство, предусмотренное соглашением о коллективном участии, является участник 2.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга

Ответ прошел контроль качества

26 ноября 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите, в частности, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26.03.2020 N 023/07/3-1342/2020; решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30.04.2020; решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25.06.2019 N 077/07/00-3409/2019.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное