Последствия включения организации в реестр ОПК Минпромторга
Влияет ли включение / не включение компании в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса на возможность участвовать компании в закупках, осуществляемых на основании федеральных законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ, N 275-ФЗ? Каковы плюсы и минусы включения в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса организации, которая занимается оптовой торговлей климатическим оборудованием?
Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
По смыслу п. 3 постановления Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" и п. 3.2 Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 10.08.2009 N 721, включение организации в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Реестр) осуществляется по инициативе самой организации на основании представленных ею заявки и предусмотренных законодательством документов.
При этом какие-либо ограничения правоспособности либо, наоборот, наделения специальной правоспособностью организации, включенной в соответствующий Реестр, приведенные нормативные правовые акты не устанавливают, в том числе и в части возможности участвовать в закупках в рамках соответствующих федеральных законов: NN 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ *(1). Отсутствуют такие ограничения и в иных нормативных правовых актах.
Таким образом, включение организации, юридического лица в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса никаким образом не влияет на возможность участвовать такой организации в закупках, осуществляемых на основании одного из указанных федеральных законов.
Из так называемых плюсов включения организации в соответствующий Реестр: в силу подп. "м" п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) заказчики, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", при закупках товаров, извещение об осуществлении которых размещено в единой информационной системе и приглашение принять участие в которых направлено либо контракт, договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) при осуществлении которых заключен до 31 декабря 2025 года включительно, не применяют:
- предусмотренные п. 1, подп. "ж" п. 4 Постановления N 1875 запреты закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), указанных в позициях 11-18, 20-22, 24-26, 30-35, 42, 45-47, 49, 51-62, 69-88, 92-128, 133-136, 139-142 Приложения N 1, а также товаров, не указанных в Приложении N 1;
- предусмотренные п. 1 Постановления N 1875 ограничение и преимущество.
Подпунктом "м" пункт 10 Постановления N 1875 был дополнен с 19 июня 2025 г. - постановление Правительства России от 10 июня 2025 г. N 879.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
17 ноября 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) равным образом установлен общий принцип, согласно которому участником закупки может быть любое физическое (то есть физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, участвует в закупке на общих основаниях) или юридическое лицо (в закупках по Закону N 223-ФЗ - также несколько лиц). Исключение установлено в п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ и в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которыми участниками закупок не могут быть как физические, так и юридические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (смотрите также письмо Минфина России от 29.12.2022 N 24-07-07/129469, письмо ФАС России от 14.04.2023 N 28/28871/23). Еще одно исключение, установленное законом - запрет на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ офшорных компаний, то есть юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ перечень государств и территорий (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, из определений понятий головного исполнителя и исполнителя, данных в пп. 3, 4, 4.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", также не следует ограничения выступать в качестве головного исполнителя, а также исполнителя, который входит в кооперацию головного исполнителя по гособоронзаказу, организации, которая зарегистрирована в реестре организаций оборонно-промышленного комплекса.
