Отличия договора пожертвования права использования программного обеспечения от безвозмездного лицензионного договора
Есть ли какие-то отличия договора пожертвования (неисключительное право использования программного обеспечения) от безвозмездного лицензионного договора, за исключением того, что договор пожертвования заключается в общеполезных целях? Какие условия должен содержать договор пожертвования результатов интеллектуальной деятельности?
Программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) представляют собой один из видов охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ), относятся к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу или предоставления другому лицу права его использования по лицензионному договору. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование указанного результата лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом, в том числе путем предоставления права использования программы для ЭВМ другому лицу по лицензионному договору. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235, п. 1 ст. 1286 ГК РФ). При этом п. 1 ст. 1235 ГК РФ установлено, что лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
В зависимости от объема прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, остающихся у лицензиара, выделяются два вида лицензионных договоров:
- исключительная лицензия - договор, в соответствии с которым лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (подп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ);
- простая (неисключительная) лицензия - договор, в соответствии с которым лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
По умолчанию (то есть если лицензионным договором не предусмотрено иное) лицензия предполагается простой (неисключительной) (п. 2 ст. 1236 ГК РФ).
Пункт 5 ст. 1235 ГК РФ допускает принципиальную возможность заключения безвозмездного лицензионного договора. В этом случае в договоре должно содержаться прямое указание на его безвозмездность (п. 40 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, далее - постановление N 10, подробнее смотрите также в материалах: Вопрос: Безвозмездный лицензионный договор между коммерческими организациями (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.); Энциклопедия решений. Безвозмездный лицензионный договор).
Физические лица и организации приобретают экземпляры программ для ЭВМ, как правило, с целью установки приобретенного программного обеспечения на компьютер и дальнейшего его использования. Такие лица именуются пользователями (п. 1 ст. 1280 ГК РФ, п. 103 постановления N 10). Поскольку заключать лицензионные договоры в письменной форме со всеми пользователями программы для ЭВМ правообладатель не имеет возможности, в п. 5 ст. 1286 ГК РФ предусмотрен особый способ заключения лицензионного договора. Согласно этой норме лицензионный договор может быть заключен в упрощенном порядке путем присоединения пользователя программы для ЭВМ к договору, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре такой программы либо на упаковке такого экземпляра, а также в электронном виде (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В таком случае начало использования программы для ЭВМ, как оно определяется условиями лицензионного договора, означает согласие пользователя на заключение договора, а письменная форма договора считается соблюденной. Речь идет о так называемой "упаковочной лицензии". Такой лицензионный договор предполагает предоставление пользователю права использования программы для ЭВМ или базы данных в предусмотренных договором пределах, в дополнение к праву на совершение действий, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ, принадлежащему пользователю в силу закона. Как разъяснил Пленум ВС РФ в упомянутом п. 103 постановления N 10, этот договор действует до продажи или иного отчуждения экземпляра программы (эта возможность прямо предусмотрена ст. 1272 ГК РФ), если договором не предусмотрено иное. Общие правила п. 4 ст. 1235 ГК РФ о сроке действия лицензионного договора в данном случае не применяются.
Таким образом, любое лицо, которое приобрело экземпляр программы для ЭВМ, в силу закона вправе "пользоваться" программой в пределах, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ, в том числе и в отсутствие лицензионного договора с правообладателем. Правообладатель никак не может повлиять на наличие у конечного пользователя комплекса соответствующих прав. Указанные права прекратятся у конечного пользователя лишь с отчуждением экземпляра программы третьему лицу, что возможно в силу уже упомянутой ст. 1272 ГК РФ (смотрите в связи с этим также п. 101 постановления N 10).
Применительно к рассматриваемой ситуации изложенное означает, что правообладатель программы для ЭВМ вправе передать экземпляр принадлежащей ему программы для ЭВМ другому лицу на безвозмездной основе, в том числе в общеполезных целях. В этом случае, если лицо, которому передается экземпляр ПО, относится к кругу лиц, предусмотренных п. 1 ст. 582 ГК РФ, соответствующий договор принципиально может быть квалифицирован как договор пожертвования. Для этого, на наш взгляд, в договоре должен быть определен предмет дарения (экземпляр соответствующего ПО), а также прямо указано на то, что экземпляр отчуждается в пользу одаряемого безвозмездно в общеполезных целях. После получения экземпляра программы для ЭВМ одаряемый как лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, в силу п. 1 ст. 1280 ГК РФ будет вправе без заключения каких-либо дополнительных договоров осуществлять, в частности, действия, необходимые для функционирования программы для ЭВМ (в том числе в ходе использования в соответствии с ее назначением).
Принципиально стороны вправе заключить и договор, поименованный ими как лицензионный, включив в него, помимо сведений, индивидуализирующих программу для ЭВМ, во-первых, указание на безвозмездность (п. 5 ст. 1235 ГК РФ), а во-вторых, на способы, которыми лицензиат вправе использовать программу для ЭВМ (способы, перечисленные в ст. 1280 ГК РФ).
Напомним в связи с этим, что правовая квалификация договора определяется не использованным сторонами наименованием договора и его сторон, а прежде всего существом законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаками договоров, предусмотренными законом, но не указанным сторонами наименованием квалифицируемого договора, названием его сторон, наименованием способа исполнения и т.п. (см. п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49). Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если это не позволяет определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон. В связи с этим, на наш взгляд, в случае использования сторонами второго из описанных способов оформления взаимоотношений нельзя исключить, что заключенный сторонами договор будет квалифицирован не как договор пожертвования, а именно как лицензионный договор (возможно, с элементами договора пожертвования).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
29 июля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
