Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Подписание контрактов, приемка исполненного по контрактам в период после назначения ликвидационной комиссии в казенном учреждении

Подписание контрактов, приемка исполненного по контрактам в период после назначения ликвидационной комиссии в казенном учреждении

Государственное казенное учреждение (далее - ГКУ) в стадии ликвидации, 21.07.2025 пришло уведомление о регистрации ликвидации в ИФНС, в ЕГРЮЛ теперь вместо директора указан председатель ликвидационной комиссии. Ранее было выпущено учредителем распоряжение о ликвидации, в нем прописана ликвидационная комиссия (два сотрудника ГКУ и два сотрудника учредителя).
1. У учреждения 21.07.2025 было подведение итогов по открытому конкурсу, в срок 23.07.2025 учреждение должно направить структурированный контракт в ЕИС (Закон N 44-ФЗ). Теперь должны прописать должность председателя ликвидационной комиссии вместо директора?
2. Контракты, которые на стадии подписания в ЕИС, с учетом вышеизложенного должен подписывать председатель ликвидационной комиссии?
3. В действующих контрактах на исполнение услуг нужно ли через дополнительное соглашение вносить изменение в должность представителя заказчика?
4. Имеет ли право внутренняя комиссия по приемке (которая проводит экспертизу своими силами) подписывать или не подписывать документы, выставленные исполнителем? Или теперь должна это делать ликвидационная комиссия (при этом сотрудники ГКУ еще не уволены)?

1, 2. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт, заключаемый в соответствии с этим Законом, является гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Контракты заключаются, в частности, государственными заказчиками (включая казенные учреждения, см. п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ) от имени соответствующего публично-правового образования. От имени государственного заказчика контракт подписывается лицом, имеющим право действовать от имени такого заказчика (см., например, п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени казенного учреждения, является его руководитель (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 123.21 ГК РФ), иные лица могут быть наделены такими полномочиями путем выдачи им соответствующей доверенности.

Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Приведенная норма распространяется и на отношения, связанные с ликвидацией казенного учреждения. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения (п. 4 указанной статьи, п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Это означает, что при назначении ликвидационной комиссии полномочия органов управления юридического лица (в частности, директора, руководителя учреждения) прекращаются и в силу закона переходят к ликвидационной комиссии. Поэтому именно председатель ликвидационной комиссии с момента его назначения в силу закона приобретает право подписания контрактов от имени казенного учреждения.

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно в проектах контрактов, направляемых участникам закупок для подписания, указывать на то, что от имени заказчика (казенного учреждения) действует председатель ликвидационной комиссии. Тем не менее, даже если в качестве лица, действующего от имени казенного учреждения, в заключаемом контракте указан руководитель заказчика либо лицо, действующее на основании доверенности*(1), само по себе это обстоятельство не препятствует подписанию контракта иным лицом, обладающим необходимыми полномочиями*(2).

3. В силу п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 48, ст. 49 ГК РФ юридическое лицо является самостоятельным участником гражданско-правовых отношений. Оно от своего имени, своей волей и в своем интересе приобретает и осуществляет права, а также несет обязанности, делая это через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Соответственно, стороной договоров, которые заключаются от имени юридического лица его руководителем (в том числе упомянутых в вопросе контрактов), является само юридическое лицо, и именно у него, а не у подписавшего договор от его имени лица возникают предусмотренные соответствующим договором права и обязанности (п. 2 ст. 307, ст. 308, пп. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). Смена руководителя организации не является основанием для прекращения ее прав и обязанностей (ст. 407-419 ГК РФ), их изменения или перехода к другим лицам. Стороной заключенных организацией договоров по-прежнему остается сама организация, они продолжают действовать независимо от изменения в составе органов ее управления и должны исполняться надлежащим образом как самой организацией, так и ее контрагентами. Таким образом, избрание нового руководителя не влечет необходимости внесения каких-либо изменений в ранее заключенные организацией договоры, подписанные прежним руководителем, или перезаключения (переподписания) их новым руководителем (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 N 14АП-1923/12, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 N 11АП-11662/11, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2010 N Ф03-7749/2009). Изложенное в полной мере относится и к описанной ситуации: переход полномочий руководителя казенного учреждения к председателю ликвидационной комиссии не требует заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным и не исполненным контрактам*(3).

4. Наконец, что касается возможности исполнения работниками заказчика обязанностей, связанных с приемкой исполненного по контрактам, то такие обязанности сохраняются за работниками и после формирования ликвидационной комиссии. Это касается и случая, когда для приемки заказчиком создается приемочная комиссия. Ни принятие решения о ликвидации казенного учреждения, ни формирование ликвидационной комиссии не влияют на обязанности работников заказчика, участвующих в приемке. К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица, указанная комиссия вправе от имени ликвидируемого юридического лица выступать в суде и осуществлять действия, направленные на завершение ликвидации. Полномочия же по осуществлению приемки исполненного по контрактам к ликвидационной комиссии не переходят. Такая приемка осуществляется в прежнем порядке вплоть до увольнения работников учреждения, которые были задействованы в приемке, после чего при необходимости председатель ликвидационной комиссии может предпринять организационные меры, направленные на исполнение заказчиком обязательств по приемке (например, уполномочить на осуществление соответствующих действий других лиц).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

22 июля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Отметим, что утрата полномочий директором, выдавшим доверенность от имени юридического лица, не приводит к прекращению доверенности (см., например, материал: Вопрос: Действительна ли машиночитаемая доверенность, выданная руководителем, полномочия которого прекращены? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2024 г.)).

 

*(2) Вопрос: Подписание договора не тем лицом, которое указано в преамбуле (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.), Вопрос: Правомерно ли заключить муниципальный контракт без указания в преамбуле сведений о лице, которое его непосредственно подписывает, если контракт будет подписан электронными подписями? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2024 г.).

 

*(3) См. в связи с этим материалы: Энциклопедия решений. Информация, обязательно включаемая в контракт по Закону N 44-ФЗ, но не относящаяся к его условиям, Вопрос: У подрядчика произошла смена директора в период исполнения контракта в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, о чем сторонами было подписано дополнительное соглашение. Технически такую причину изменения контракта внести в единую информационную систему (далее - ЕИС) невозможно. Обязан ли заказчик разместить указанное дополнительное соглашение в ЕИС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).