Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В Администрацию сельского поселения (Краснодарский край) поступило заявление об эксгумации с целью дальнейшей кремации. Сельское поселение имеет право выдавать разрешение на эксгумацию с целью дальнейшей кремации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уполномоченный орган сельского поселения вправе выдавать разрешение на эксгумацию и перезахоронение.
Обоснование вывода:
Отношения, связанные с погребением умерших, и гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ О погребении и похоронном деле (далее - Закон N 8).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 8 законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской.
При отсутствии волеизъявления умершего лица быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (ст. 5 Закона N 8-ФЗ).
Перезахоронение останков умерших возможно по решению уполномоченных исполнительных органов в сфере погребения и похоронного дела (п. 6 ст. 15.1 Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 г. N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае", далее - Закон N 666-КЗ).
Действующее законодательство предусматривает следующие случаи перезахоронения: перезахоронение погибших при защите Отечества в порядке, определенном ст. 4 Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества, при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений в соответствии со ст. 22 Закона N 8-ФЗ, при необходимости извлечения трупа из места захоронения в соответствии со ст. 178 УПК РФ.
Однако перечень оснований, в связи с которыми возможно оказание ритуальной услуги по перезахоронению, не является исчерпывающим, и в отсутствие запретов, установленных законодательством, данная услуга может быть оказана с учетом наличия согласия заказчика первичного погребения и других родственников умершего. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 5 марта 2025 г. по делу N 33-1068/2025, апелляционное определение СК по административным делам Мурманского областного суда от 9 октября 2024 г. по делу N 33а-4073/2024, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 14 июля 2020 г. по делу N 2а-234/2020).
Как следует из положений п. 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ, ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация похоронного дела, оказание ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований, следовательно, разрешение на извлечение останков (праха) умершего для его последующего перезахоронения выдается уполномоченным органом администрации поселения в соответствии с законом о погребении и похоронном деле.
В п. 1 ст. 13.1 Закона N 666-КЗ также указано, что уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.
Таким образом, разрешение на эксгумацию и перезахоронение выдается уполномоченным органом администрации поселения. Порядок выдачи такого разрешения устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно (смотрите, например: постановление Главы муниципального образования "Гиагинское сельское поселение" Гиагинского района Республики Адыгея от 18 июля 2018 г. N 129 "Об утверждении Порядка выдачи разрешения на эксгумацию и перезахоронение останков умерших на территории кладбища МО "Гиагинское сельское поселение"; постановление Администрации г. Евпатория Республики Крым от 19 февраля 2019 г. N 218-п "Об утверждении положения о порядке эксгумации и перезахоронения по ходатайству родственников останков умерших на общественных кладбищах на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым", постановление Администрации городского округа Верх-Нейвинский Свердловской области от 8 апреля 2025 г. N 141 "Об утверждении Порядка эксгумации останков с целью их перезахоронения на общественных кладбищах городского округа Верх-Нейвинский Свердловской области или кладбищах иного муниципального образования").
Отметим также, что под эксгумацией понимается извлечение тела, останков умершего или погибшего из места захоронения для судебно-медицинской или криминалистической экспертизы, или для перезахоронения (смотрите п. 2.10.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 551-ст), далее - ГОСТ 32609-2014).
Пунктом 2.3.2 ГОСТа 32609-2014 установлено, что услуги по захоронению и перезахоронению относятся к основным видам ритуальных услуг и включают в себя прием и оформление заказа на захоронение и эксгумацию, проведение эксгумации, транспортирование извлеченных останков или праха, подготовку мест захоронений, осуществление погребения, услуги кладбища, колумбария.
Подчеркнем, что перечень документов, необходимых для эксгумации и перезахоронения, на федеральном уровне не закреплен. Муниципальные образования самостоятельно определяют такой перечень.
До 28 июня 2011 г. действовал СанПиН 2.1.1279-03. 2.1. Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы, утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г., согласно которому необходимо было также предоставлять заключение органов госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Кроме того не допускалось проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения (п. 4.10 СанПиН 2.1.1279-03. 2.1.).
В новых санитарных правилах подобные требования отсутствуют. Определенные обязательства установлены только в отношении лица, осуществляющего извлечение останков умершего (п. 60 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
13 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.