Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Продавец отказывает в возврате товара с недостатком, заявляя, что он невозвратный. Права потребителя

Продавец отказывает в возврате товара с недостатком, заявляя, что он невозвратный. Права потребителя

Гражданин приобрел в магазине электронную сигарету, при продавце вскрыл упаковку и решил проверить данный товар. При вскрытии гражданин обнаружил, что товар ненадлежащего качества. Попросил продавца вернуть деньги за товар или обменять на товар такой же марки. Продавец отказался возвращать денежные средства и сказал, что данный товару возврату не подлежит.
Как теперь поступить гражданину?

Описанная ситуация регулируется положениями Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).

В силу п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Указанные требования могут предъявляться продавцу (п. 2 ст. 18 Закона N 2300-I).

Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

То есть в описанной ситуации продавец обязан был принять товар у покупателя и при необходимости провести его проверку качества. Если же после проверки качества продавец указывает на отсутствие недостатков либо на то, что недостатки являются эксплуатационными, но покупатель настаивает на своих требованиях, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Указание продавца на невозвратность товара в описанной ситуации не имеет значения, поскольку виды товаров, не подлежащих обмену, определены только для случаев обмена товаров надлежащего качества, которые не подошли покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона N 2300-I). В рассматриваемом же случае речь о товаре ненадлежащего качества и требование покупателя о его замене или возврате уплаченных средств вытекает из положений ст. 18 Закона N 2300-I.

Сроки удовлетворения продавцом требований потребителя обозначены в ст. 20-22 Закона N 2300-I. Так, продавец обязан заменить товар ненадлежащего качества в течение семи дней, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Требование о возврате уплаченной стоимости товара в течение десяти дней со дня предъявления требования.

Хотя законодательство не содержит положений о форме требования потребителя относительно недостатков товара и оно может быть заявлено устно, полагаем целесообразным направить письменную претензию для доказательства конкретной даты обращения (см.: Примерная форма заявления о возврате товара ненадлежащего качества (апрель 2025)).

Кроме того, потребитель может обратиться в суд с аналогичным требованием (см., например, Исковое заявление об обмене недоброкачественного товара (о расторжении договора купли-продажи и взыскании уплаченной суммы) (Книга Ю.Я. Макарова)).

В случае нарушения продавцом сроков удовлетворения требований о замене товара или возврате уплаченной суммы с него может быть взыскана неустойка в соответствии со ст. 23 Закона N 2300-I.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтин Артем

Ответ прошел контроль качества

22 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.