Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Возврат покупателю товара продавцом после проведения гарантийного ремонта

Возврат покупателю товара продавцом после проведения гарантийного ремонта

Организация приобрела транспортное средство, в течение гарантийного срока были обнаружены дефекты. Продавец согласился забрать автомобиль из другого города для гарантийного ремонта. Он также обязался доставить его до места проведения ремонта. Однако после завершения работ продавец отказывается вернуть автомобиль в город, откуда он его забрал.
Насколько правомерны действия продавца?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если из договора не следует обязанность продавца по доставке транспортного средства в адрес покупателя, то последний не вправе требовать от продавца совершения соответствующих действий. Однако вправе рассчитывать на взыскание своих расходов, связанных с организацией доставки товара.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Согласно ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).

Положения ГК РФ о договоре купли-продажи не регулируют прямо вопросы, связанные с доставкой некачественного товара на гарантийный ремонт и обратно.

Данные вопросы стороны могут согласовать отдельно (см., например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2024 г. N 12АП-5318/24 по делу N А57-21984/2023).

Если же стороны не определили, в чью обязанность входит доставка отремонтированного товара до покупателя, то требовать осуществления ее от продавца покупатель, как видится, не вправе.

По умолчанию доставка отремонтированного товара в адрес покупателя не входит в объем гарантийных обязательств продавца.

В то же время полагаем, что покупатель вправе истребовать от продавца в качестве убытков расходы, которые покупатель может понести при организации доставки в свой адрес отремонтированного товара (см. также, например, следующий материал: Вопрос: В гарантийный период, установленный на товар, покупатель обратился к поставщику с требованием произвести ремонт приобретенного товара, случай признан гарантийным. Кто в данном случае будет нести транспортные расходы по доставке товара от покупателя до поставщика и обратно, если в рамках заключенного между поставщиком и покупателем договора поставки данные условия не обговорены сторонами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)).

В заключение отметим, что нами обнаружен судебный акт, в котором суд делает вывод о том, что обязательство продавца по гарантийному ремонту может считаться исполненным лишь тогда, когда продавец после ремонта вернул товар по месту нахождения покупателя (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2025 г. N 04АП-5586/24 по делу N А19-8485/2023). Однако необходимо учитывать тот факт, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого в указанном судебном акте спора продавец выразил готовность вернуть отремонтированный товар по месту нахождения покупателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Ответ прошел контроль качества

22 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.