Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Какие риски возникают, если на документах (договоре, товарной накладной или акте приема-передачи) проставлена не "основная" печать юридического лица, а с текстом "для документов", "для накладных", "для счетов" и т.п.?

26 февраля 2013

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может иметь и использовать несколько печатей, как идентичных, так и различных, возможность нанесения на печать дополнительной информации законом не ограничивается. В случаях, когда проставление оттиска печати на документе является обязательным, организация может использовать любую печать, отвечающую требованиям к реквизитам печати для юридического лица соответствующей правовой формы, независимо от наличия на печати дополнительной информации, а также от наличия других печатей.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что требование о наличии печати содержится, в частности, в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Данной нормой предусмотрено, что организация должна иметь круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке и указание на место ее нахождения. Печать может содержать также фирменное наименование организации на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке.
Соответствующие положения содержатся в федеральных законах, определяющих порядок деятельности многих других форм юридических лиц (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Какого-либо требования о регистрации печатей в органах власти законодательство не содержит.
При этом законодательством не ограничиваются количество печатей, которые может иметь организация, их назначение, а также возможность нанесения на печать дополнительной информации (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.2009 N А06-6474/2008, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 N 20АП-356/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 N 09АП-8101/2008, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 N 18АП-3145/2009). Поэтому юридическое лицо вправе иметь и использовать несколько печатей, в том числе различных.
Порядок изготовления, использования в хозяйственной деятельности организаций печатей правовыми актами не урегулирован. Поэтому если печать соответствует требованиям законодательства к печати соответствующего юридического лица (например, для общества с ограниченной ответственностью - является круглой, содержит полное наименование общества на русском языке и место его нахождения), то такая печать может использоваться для скрепления любых документов независимо от наличия у организации других печатей и независимо от наличия на печати дополнительной информации (например указания "для документов", "для накладных" и т.д.).
На практике многие организации используют несколько печатей: например, одна печать используется для заверения финансовых документов, вторая - для договоров, специальная - для оформления кадровых документов и т.д., либо различные печати используются различными обособленными подразделениями. В такой ситуации организация вправе самостоятельно разработать и принять локальный нормативный акт, регламентирующий порядок применения печатей. Однако требования об обязательном принятии такого локального нормативного акта закон также не устанавливает. Порядок использования печатей для скрепления отгрузочных и т.п. документов можно предусмотреть и в договорах, заключаемых с контрагентами (п. 1 ст. 160, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Что касается требований о проставлении оттиска печати на документах, опосредующих хозяйственную деятельность организации, отметим следующее.
По общему правилу сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Общего требования о скреплении такого документа печатью закон не устанавливает. Основное требование - это подпись на документе уполномоченного лица. Вместе с тем законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, например скрепление ее печатью, и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований (ст. 160 ГК РФ). Например, п. 5 ст. 185 ГК РФ устанавливает требование о скреплении печатью доверенности, выдаваемой от имени юридического лица. Если особые последствия невыполнения требования о скреплении печатью не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Таким образом, скрепление печатью документов, подтверждающих совершение сделки (в том числе заключение договора, его исполнение), обязательно только в случаях, предусмотренных правовыми актами или соглашением сторон. Этот вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2009 N А29-3632/2008(Т-36395/2008), ФАС Поволжского округа от 23.05.2006 N А55-6844/05-40, ФАС Московского от 05.03.2008 N КГ-А40/862-08, от 03.11.2006 N КА-А40/10681-06).
Следовательно, отсутствие в договоре оттиска "основной" печати общества (как и любого оттиска печати) по общему правилу не влияет ни на действительность договора, ни на признание его заключенным.
Применительно к первичным учетным документам (документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет) закон не устанавливает требования о наличии оттиска печати. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" проставление оттиска печати на первичном документе не является обязательным. Однако многие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Росстатом РФ (Госкомстатом РФ), предусматривают реквизит "место печати". Например, в унифицированной форме товарной накладной (ТОРГ-12) есть буквенное обозначение "М.П.", которое можно рассматривать как "место для печати". Вместе с тем судебная практика зачастую исходит из того, что отсутствие оттиска печати в таких документах не означает, что такие документы не подтверждают понесенные расходы, право на налоговые вычеты и т.п.
Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11.10.2012 N Ф07-3295/12 указал, что отсутствие в товарных накладных отдельных реквизитов унифицированной формы само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности, поскольку обязанность покупателя по оплате связана с фактом получения им товара.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 12.01.2012 N 09АП-34030/11 отметил, что налоговое законодательство не предусматривает в качестве самостоятельного основания для отказа в применении налогового вычета по НДС отсутствие какого-либо реквизита в первичных документах (в рассмотренном судом деле налоговый орган обосновывал такой отказ в том числе тем, что отдельные товарные накладные не были заверены печатью). Суд подчеркнул, что недостатки в заполнении товарных накладных не препятствуют их признанию в качестве первичных учетных документов, не опровергают осуществление хозяйственной операции по поставке товара и принятие его к учету налогоплательщиком, соответственно, не лишают права на вычет.
ФАС Уральского округа в постановлении от 18.05.2012 N Ф09-2911/12 пришел к выводу о том, что, учитывая реальное осуществление спорных хозяйственных операций, наличие выявленных инспекцией недостатков в подтверждающих документах (отсутствие печатей в некоторых документах, отсутствие товарных накладных к представленным счетам-фактурам) не является основанием для отказа в принятии расходов при исчислении налога на прибыль.
К аналогичным выводам суды приходили и во многих других случаях (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского от 23.06.2009 N А12-17475/2008, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31.10.2008 N А10-4972/07).
Отсутствие оттиска печати в документах влечет негативные последствия для организации, как правило, в тех случаях, когда имеются какие-либо другие недостатки в их оформлении, которые в целом дают основание для вывода о недоказанности реального характера осуществляемых хозяйственных операций (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 N 14АП-2111/11).
Таким образом, заверение первичных документов организации (актов приема-передачи, товарных накладных и т.д.) печатями, которые, помимо обязательных реквизитов, содержат дополнительную информацию (указание "для документов", "для накладных" и т.д.) само по себе не может повлечь каких-либо негативных последствий ни в связи с исполнением договора, ни для целей налогообложения.
Вместе с тем при наличии в организации нескольких печатей считаем целесообразным для упорядочивания их использования при совершении организацией сделок и прочих хозяйственных операций определить локальным актом реквизиты и порядок использования каждой из печатей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

5 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное