Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как толковать п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875: "ни одна из использованных при определении начальной (максимальной) цены контракта (начальной (максимальной) цены договора) или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (цены заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора), цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн рублей"? МЦК может превышать 1 млн руб.?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе не устанавливать запрет вне зависимости от размера НМЦК, если ни одна из использованных при определении НМЦК цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара по каждой позиции не превышает 1 млн рублей.
Обоснование вывода:
Согласно требований подп. и п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) в редакции постановления Правительства России от 10 июня 2025 г. N 879, действующей с 19 июня 2025 г., запрет, предусмотренный п. 1, подп "ж" п. 4 Постановления N 1875, может не применяться заказчиками, если осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения N 1 к настоящему постановлению, в одном из следующих случаев:
- начальная (максимальная) цена контракта (начальная (максимальная) цена договора), максимальное значение цены контракта (максимальное значение цены договора) или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (цена заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора) (далее по тексту - НМЦК/НМЦД), не превышает 1 млн рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей (абзац второй подп. и п. 5 Постановления N 1875);
- ни одна из использованных при определении начальной (максимальной) цены контракта (начальной (максимальной) цены договора) или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (цены заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договора), цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн рублей (абзац третий подп. и п. 5 Постановления N 1875).
Формулировка подп. и п. 5 Постановления N 1875 в одном из следующих случаев указывает на возможность неприменения запрета либо в случае, предусмотренном абзацем вторым подп. и п. 5 Постановления N 1875, либо в случае, установленном абзацем третьим подп. и п. 5 Постановления N 1875.
На наш взгляд, первый случай, предусмотренный абзацем вторым подп. и п. 5 Постановления N 1875, касается осуществления закупки одного вида товара (монозакупка) в количестве более одной единицы, поэтому данным абзацем установлено ограничение по размеру именно НМЦК/НМЦД - не более 1 млн рублей.
Второй случай (абзац третий подп. и п. 5 Постановления N 1875), касается осуществления закупки разных видов товаров, поэтому ограничение по размеру по размеру НМЦК/НМЦД не установлено. Полагаем, это вполне логично, так как в целях исключения из общих правил применения национального режима в отношении закупок, расцениваемых как "малые", по разным видам товаров не имеет особого значения, приобретаются ли такие товары в рамках единой закупки или в рамках нескольких - в любом случае запрет не будет применяться. В связи с этим особо отметим, что положениями подп. и п. 5 Постановления N 1875 не установлены какие-либо особенности применения данного пункта в зависимости от осуществления закупки товара в рамках одного кода по ОКПД2. В данном пункте также не используется понятие совокупность товаров, как например, в ранее действующем постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, содержащим схожий случай неприменения запрета. Поэтому, на наш взгляд, в целях применения требований подп. и п. 5 Постановления N 1875 значение имеет отдельный вид товара, имеющий самостоятельную цену за единицу товара, определенное количество, независимо от факта осуществления закупки товаров с одинаковыми кодами по ОКПД2 и схожими наименованиями.
Таким образом, на наш взгляд, положения абзаца третьего подп. и п. 5 Постановления N 1875 дают право заказчику не устанавливать запрет вне зависимости от размера НМЦК/НМЦД, если ни одна из использованных при определении НМЦК/НМЦД цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн рублей.
Однако официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу найти не удалось, поэтому мы не исключаем, что контрольные органы по данному вопросу могут придерживаться иной позиции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
26 августа 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.