Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Политика обработки персональных данных. Штрафы за использование иностранных мессенджеров

15 июля 2025

Являются ли документы "Политика обработки персональных данных" и Политика конфиденциальности" разными? Можно ли объединить в один документ? Если на сайте указаны контактные данные в мессенджерах (Telegram, WhatsApp, Вконтакте), то предусмотрены ли штрафы для автономного бюджетного учреждения?

1. В соответствии с пп. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой персональных данных считаются любые действия или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Любые действия организации с персональными данными подпадают под определение обработки персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ), а организация в силу закона признается оператором персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Статьей 7 Закона N 152-ФЗ непосредственно установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Закон N 152-ФЗ возлагает на оператора ряд обязанностей, направленных на обеспечение режима конфиденциальности обрабатываемых персональных данных.

В частности, ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ к обязанностям оператора персональных данных в числе прочего отнесено издание документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, определяющих для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. Такие документы и локальные акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, а также возлагающие на операторов не предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ).

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (ч. 2 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ).

То есть политика оператора в отношении обработки персональных данных - это документ, в котором раскрываются концептуальные основы, принципы обеспечения безопасности персональных данных субъектов на уровне конкретного хозяйствующего субъекта. При этом не имеет значения, как данный документ будет называться: политика конфиденциальности персональных данных, политика безопасности персональных данных, политика обработки персональных данных или как-то еще. Сущностное значение имеет содержание данного документа.

Роскомнадзор рекомендует включать в этот документ следующие разделы: цели сбора персональных данных; правовые основания обработки персональных данных; объем и категории обрабатываемых персональных данных; порядок и условия обработки персональных данных; актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным. По желанию оператора могут включаться и иные разделы (смотрите Рекомендации Роскомнадзора от 31 июля 2017 г.).

Подчеркнем, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня документов, которые должны быть в организации во исполнение законодательства в сфере защиты персональных данных. Каждый оператор самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, способов обработки (в информационных системах, без использования средств автоматизации) разрабатывает и утверждает пакет документов. Причем не имеет значения, оформлены они разрозненными документами или включены в единое положение о защите персональных данных.

2. Частью 8 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации установлен запрет на использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет, для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан РФ, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан РФ в банках.

Перечень информационных систем и сервисов, запрет на использование которых установлен в рассматриваемых случаях, опубликован на официальном сайте Роскомнадзора в сети Интернет (далее - Перечень) и включает среди прочих мессенджер WhatsApp, предназначенный для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями, осуществления голосовых и видеозвонков, отправки и получения файлов, фотографий и видео*(1).

Под запрет на использование иностранных мессенджеров, включенных в Перечень, для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан РФ и иные поименованные сведения, подпадают: государственные компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия, публично-правовые компании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, кредитные организации, некредитные финансовые организации, которые осуществляют указанные в ч. 1 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, а также субъекты национальной платежной системы товаров, работ, услуг.

Как видим, автономное бюджетное учреждение под субъектный состав лиц (хозяйствующих субъектов), на которых распространяется установленный ч. 8 ст. 10 Закона N 149-ФЗ запрет, прямо не подпадает.

Однако надлежит учитывать, что использование иностранных мессенджеров, включенных в Перечень, для передачи предусмотренных документов (информации, сведений) запрещается не только при реализации имущественных прав прямо поименованных субъектов, но и при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания.

Соответственно, использование бюджетным учреждением для передачи и (или) предоставления документов (сведений, информации), указанных в ч. 8 ст. 10 Закона N 149-ФЗ, иностранных мессенджеров, включенных в Перечень, при выполнении государственного (муниципального) задания (предоставлении государственных (муниципальных) услуг) не допускается и может повлечь административную ответственность по ст. 13.11.2 КоАП РФ. На иные документы и информацию (сведения) запрет не распространяется.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211;

- Примерный перечень документов, необходимых оператору персональных данных в соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты персональных данных (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);

- письмо Роскомнадзора от 27 июля 2023 г. N 08ВМ-63651.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

21 июня 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите также информацию Роскомнадзора от 1 марта 2023 г. "Вниманию российских организаций, использующих иностранные сервисы"; информацию Роскомнадзора от 5 мая 2023 г. "Роскомнадзор назвал мессенджеры, запрещенные для передачи платежных документов и персональных данных россиян".

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное