Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Можно ли размещать в Telegram-канале ООО информацию о производимых обществом медицинских изделиях? Считается ли такая информация рекламой?

Можно ли размещать в Telegram-канале ООО информацию о производимых обществом медицинских изделиях? Считается ли такая информация рекламой?

Можно ли размещать в Telegram-канале ООО информацию о производимом продукте (медицинские изделия)? Считается ли это рекламой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

ООО вправе разместить информацию о производимых обществом медицинских изделиях в своем официальном Telegram-канале. Квалификация такой информации в качестве рекламы зависит от того, направлено ли сообщение на привлечение внимания к конкретному товару или сведения носят информационный, справочный характер. Если информация отвечает признакам рекламы, то важно учесть, что в Telegram-канале или ином открытом источнике нельзя рекламировать медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка.

Обоснование вывода:

Прежде всего напомним, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Отсюда следует, что информация о продукции, размещенная, к примеру, в закрытом чате мессенджера (пусть и групповом), признаками рекламы не обладает.

В свою очередь, информация о продукции, распространяемая через Telegram-канал, нередко признается рекламой (см., к примеру, решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2024 по делу N А40-271726/2023). В информации Федеральной антимонопольной службы от 26.10.2022 высказана официальная позиция ФАС России о маркировке рекламы в "Telegram", где, в частности, указано, что в случае, если "Telegram" используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.

Особенности рекламы медицинских изделий установлены статьей 24 Закона о рекламе. Данная статья не содержит прямого запрета на рекламу медицинских изделий посредством мессенджеров. Не содержит такового и ст. 18.1 Закона, посвященная рекламе в сети Интернет. Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Между тем согласно разъяснениям ФАС России, приведенным в разделе 9 Руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы" (Приложение к приказу ФАС России от 14.11.2023 N 821/23), не является рекламой информация о производимых товарах, размещённая на официальном сайте производителя таких товаров, на его страницах в социальных сетях или в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг, организуемых мероприятиях), условиях их приобретения (участия в них), ценах и скидках, правилах пользования (участия). Учитывая тот факт, что сайт, страница в соцсети или мобильное приложение является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение таких ресурсов рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона о рекламе не распространяются.

Если же информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о ее контрагентах (партнерах), сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой.

Как представляется, приведенные разъяснения в полной мере относятся к информации, размещаемой в официальных каналах производителей в мессенджерах.

С учетом этого можно сделать следующие выводы.

Размещение в официальном Telegram-канале компании информации о производимых ею медицинских изделиях принципиально возможно. Если такая информация носит исключительно информационный и справочный характер, рекламой она не признается. Если же информация направлена на привлечение внимания к товару (например, путем размещения стационарного или всплывающего баннера, содержит призывы к покупке, качественные сравнения с товарами иных производителей и т.п.), она может быть признана рекламой. В этом случае необходимо учитывать, что в Telegram-канале или ином открытом общедоступном источнике нельзя рекламировать медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка. В ином случае реклама медизделий в Telegram-канале компании допустима с соблюдением требований Закона о рекламе. В частности, реклама в мессенджере должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе). Кроме того, реклама медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

26 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.