Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

На ком из работников заказчика лежит обязанность по формированию и направлению запросов о предоставлении ценовой информации по Закону N 44-ФЗ?

24 сентября 2025

В государственном органе есть должность контрактного управляющего.
Инициаторам закупок госоргана (начальникам отделов) за подписью руководителя был направлен запрос о предоставлении информации в части предоставления актуализированных сведений о ценах (ценовых предложениях, с прогнозом до конца 2025 года) по инициируемым закупкам, в части закупок у единственного поставщика, включая малые закупки, предоставить сведения о ценах на планируемые до конца 2025 года закупки.
Запрашиваемая информация была необходима для проведения плановых мероприятий по нормированию товаров, работ и услуг, закупаемых органом с целью утверждения правовых актов о нормативных затратах на обеспечение функций органа и требованиях к закупаемым органом отдельным видам товаров, работ, услуг, разработанных в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Инициаторы закупок, т.е. начальники отделов, не имеют соответствующей квалификации, предусмотренной ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Кто в таком случае должен делать запросы по ценовым предложениям по планируемым закупкам?
Полномочны ли начальники отделов на это?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Запросы о предоставлении ценовой информации должны направляться потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) должностным лицом, обладающим специальной квалификацией в сфере закупок (контрактным управляющим, работником контрактной службы), непосредственно либо, если обязанности по формированию и направлению таких запросов возложены на иных работников заказчика, под его контролем.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан для управления закупками:

- либо назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий),

- либо создать контрактную службу (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

По мнению Минэкономразвития России, действие ст. 9 "Принцип профессионализма заказчика" и ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070).

При этом каких-либо определенных требований в отношении специальностей высшего образования Закон N 44-ФЗ не содержит. Также не предусмотрено Законом и каких-либо ограничений, запретов на включение в состав контрактной службы, назначение контрактным управляющим тех или иных категорий работников или работников, выполняющих те или иные функции.

В силу ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Такое Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н (далее - Типовое положение).

Согласно сноске 3 к п. 2.1 Типового положения контрактная служба создается одним из следующих способов:

- в виде отдельного структурного подразделения заказчика или

- путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, высказанному в ответе на вопрос 2 в приложении к письму от 30.09.2014 N Д28И-1889, в случае необходимости заказчик также имеет право (при соблюдении вышеуказанных требований к СГОЗ) назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий.

Функции и полномочия контрактных управляющих описаны в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Однако данный перечень не является исчерпывающим (п. 7 ч. 4 ст. 38 этого Закона). Это можно увидеть и из уточнения указанных функций и полномочий в разделе III Типового положения. На наш взгляд, в целом при описании функций контрактной службы (контрактного управляющего) речь идет об ответственности таких должностных лиц за организацию выполнения функций заказчика в рамках закупки.

В частности, согласно указаниям Типового положения контрактная служба (контрактный управляющий):

- разрабатывает требования к закупаемым заказчиком, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций Заказчика, его территориальных органов (подразделений) и подведомственных им казенных учреждений на основании правовых актов о нормировании в соответствии со статьей 19 Федерального закона (п. 3.1.4);

- организует в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 3.1.5);

- при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в том числе определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг, максимальное значение цены контракта (п. 3.2.2.1).

Как видим, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не регламентирует вопрос о том, на кого именно из работников заказчика возлагаются обязанности по направлению запросов о предоставлении ценовой информации. Соответственно, заказчик (руководитель органа, учреждения) вправе определить таких работников (специалистов) по своему усмотрению.

При этом отметим, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок в отдельных случаях содержит особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, которые устанавливают требования о направлении запросов о предоставлении ценовых предложений "специальным" субъектам (см., например, подп. "в" и абзац второй подп. "г" п. 7 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875).

С учетом сказанного выше полагаем, что запросы о предоставлении ценовой информации должны направляться потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) должностным лицом, обладающим специальной квалификацией в сфере закупок (контрактным управляющим, работником контрактной службы), непосредственно либо, если обязанности по формированию и направлению таких запросов возложены на иных работников заказчика, под его контролем.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий;

- Энциклопедия решений. Требования к работникам контрактной службы, контрактному управляющему по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Ответ прошел контроль качества

23 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное