Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии с подпунктом "б" пункта части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заключение контракта на поставку товара, происходящего из иностранного государства, в отношении которого Правительством РФ установлен запрет, с единственным поставщиком не допускается.
Правомерно ли заключить контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на поставку товара российского происхождения, включенного в реестр российского программного обеспечения, ОКПД которого входит в перечень согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875?
Во исполнение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) установлен запрет закупок программ для электронной вычислительной машины и (или) базы данных, код по ОКПД 2 58.29, (позиция 146 приложения 1 к Постановлению N 1875) иностранного происхождения.
Для целей Постановления N 1875 под программным обеспечением, указанным в позиции 146 приложения N 1, понимается программное обеспечение и (или) права на него, возникшие вследствие:
- поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
- поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
- выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
- оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав (подп. "с" п. 4 Постановления N 1875).
Запрет закупок программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1 к Постановлению N 1875:
- также применяется, если такое программное обеспечение включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами;
- применяется в отношении программного обеспечения, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на программное обеспечение и прав использования программного обеспечения;
- не применяется при осуществлении закупок программного обеспечения, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну (подп. "о" п. 4 Постановления N 1875).
Отметим, что указанный запрет распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика (смотрите п. 4 информационного письма Минфина России от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697).
Как следует из требований подп. "г", подп. "д" п. 3 Постановления N 1875, для подтверждения происхождения программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1, из Российской Федерации требуется предоставление порядкового номера реестровой записи из реестра российского программного обеспечения, а в случае, если программное обеспечение должно соответствовать дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325, также информации о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению.
Для подтверждения происхождения программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1, из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, требуется предоставление порядкового номера реестровой записи из реестра евразийского программного обеспечения, а при установлении дополнительных требований к такому программному обеспечению также информации о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению (подп. "е", подп. "ж" п. 3 Постановления N 1875).
При осуществлении в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупки программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1 к Постановлению N 1875, заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение программного обеспечения, реестровая запись о котором в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения не содержит информацию о соответствии предлагаемого программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, если на участие в такой закупке подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ требованиям и содержащая предложение о программном обеспечении, реестровая запись о котором в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения содержит информацию о соответствии предлагаемого программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению (подп. "х" п. 4 Постановления N 1875).
Таким образом, по общему правилу заказчик не вправе приобрести программное обеспечение иностранного происхождения, даже в случае осуществлении закупки у единственного поставщика. И, напротив, заключение с единственным поставщиком контракта, предусматривающего поставку программного обеспечения, сведения о котором содержатся в реестре российского программного обеспечения, в полной мере соответствует требованиям Постановления N 1875.
Также отметим, что запрет на закупку иностранного программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1, может не применяться заказчиками при наступлении одного из следующих случаев:
- отсутствие в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки).
В этом случае в описание объекта закупки (предмета закупки) включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного п. 1 Постановления N 1875, содержащее:
- указание на подп. "е" п. 5 Постановления N 1875;
- класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки);
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки (предметом закупки), с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое программное обеспечение (подп. "е" п. 5 Постановления N 1875);
- если программное обеспечение, сведения о котором по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки), по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки (предметом закупки).
В этом случае в описание объекта закупки (предмета закупки) включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного п. 1 Постановления N 1875, содержащее, помимо информации, предусмотренной абзацами третьим и четвертым подпункта "е" п. 5 Постановления N 1875, указание на подп. "ж" п. 5 Постановления N 1875, а также функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их значения), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки) (подп. "ж" п. 5 Постановления N 1875).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
3 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.