Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Был проведен электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ. Предметом контракта является выполнение работ по модернизации системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей в административном здании. В проекте пусконаладочные работы отсутствуют. Подрядчик утверждает, что эти работы (пусконаладка) должны быть. Контрольное ревизионное управление (далее - КРУ) утверждает, что поскольку идет модернизация системы, то пусконаладочных работ быть не может. По мнению КРУ, подрядчик должен сдать модернизируемую рабочую систему пожарной сигнализации, которую принимали до начала выполнения работ.
Нужно ли производить пусконаладочные работы при модернизации системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией?
К сожалению, дать однозначный ответ по данному вопросу затруднительно, однако исходя из системного анализа нижеприведенного законодательства в сфере ПБ, других документов технического регулирования, примеров судебной практики мы все же склоняемся к мнению, что пусконаладочные работы являются частью работ по модернизации систем СПС и СОУЭ.
Можем предложить следующие материалы, содержащие информацию по тематике вопроса:
1. п. 7.1.13 Свода правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (утвержден приказом МЧС России от 31.07.20 N 582): Алгоритм работы СПА, включая взаимосвязи систем пожарной сигнализации, противопожарной защиты, инженерных систем, а также порядок их срабатывания, должен быть определен при проектировании согласно требованиям к соответствующим системам в объеме, необходимом для проведения пусконаладочных работ, настройки параметров оборудования и последующих испытаний.
2. Правила противопожарного режима в РФ (утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1479):
- подп. "о" п. 16: На объектах защиты запрещается проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности;
- абзацы 2-3 п. 54: При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;
- п. 334: Внутренний противопожарный водопровод и автоматические системы пожаротушения, предусмотренные проектной документацией, необходимо монтировать одновременно с возведением объекта защиты. Противопожарный водопровод вводится в действие до начала отделочных работ, а автоматические системы пожаротушения и сигнализации - к моменту завершения пусконаладочных работ инженерных систем (в кабельных сооружениях - до укладки кабелей) (обратите внимание, требование содержится в разделе XV "Строительно-монтажные и реставрационные работы").
3. ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 791-ст):
- п. 1.2. Настоящий стандарт распространяется на системы пожарной сигнализации, проектируемые, монтируемые, реконструируемые, модернизируемые и функционирующие на объектах, расположенных на территории Российской Федерации. Под объектом в настоящем стандарте понимается здание (сооружение) в целом;
- п. 3.11. Пусконаладочные работы; ПНР: Комплекс работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и комплексных испытаний оборудования, и системы в целом;
- п. 4.13. Заказчику следует передавать проектную документацию исполнителю монтажных работ по акту, оформленному по форме, приведенной в приложении А, если проектная документация не приложена к договору. Допускается не оформлять акт при выполнении проектных, монтажных и пусконаладочных работ силами одной организации. Проектная документация может быть передана в электронном виде.
- п. 5.5.1. ПНР и конфигурирование необходимо осуществлять в соответствии с требованиями, изложенными в технической документации на технические средства СПС, правилами безопасности, проектной документацией, положениями настоящего стандарта. Общие требования к выполнению ПНР аналогичны общим требованиям к монтажным работам. Выполнение ПНР должно осуществляться организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сотрудники допускаются к осуществлению ПНР после изучения технической документации;
- п. 5.5.3. При ПНР должны быть выполнены настройка и контроль функционирования всех технических средств СПС, отработка алгоритма работы СПС, предусмотренного проектной документацией, совместно с другими системами противопожарной защиты, и системой управления технологическим процессом объекта защиты и иными инженерными системами при их наличии.
По окончании ПНР заказчику должны быть переданы копии программных конфигураций оборудования, все необходимые идентификаторы доступа к оборудованию (уровни доступа 2 и 3 в соответствии с 6.1);
- п. 5.5.7. После окончания ПНР должна быть составлена и передана заказчику эксплуатационная инструкция на СПС, содержащая порядок операций с органами индикации и управления в различных режимах работы СПС, учитывающий алгоритм работы СПС, с указанием уровней доступа;
- п. 6.6.2. По завершении эксплуатации (после истечения срока эксплуатации или после продления срока эксплуатации) технические средства СПС должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией.
Работы по замене технических средств СПС должны осуществляться с учетом положений настоящего стандарта в части осуществления проектирования, монтажа, пусконаладочных работ, приемки и ввода в эксплуатацию СПС (в том числе отдельных элементов (компонентов) СПС).
4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2021 г. N 792-ст):
- п. 5.6.2. При пусконаладочных работах должны быть выполнены настройка и программирование технических средств СОУЭ, настройка и отработка алгоритма работы СОУЭ, предусмотренного проектной документацией совместно с другими системами противопожарной защиты;
- п. 5.6.11. Пусконаладочные работы проводят перед вводом СОУЭ в эксплуатацию и считают законченными после получения предусмотренных проектной и технической документацией параметров и режимов, обеспечивающих выполнение техническими средствами своих функций;
- п. 5.6.12. Результаты проведения пусконаладочных работ оформляют актом об окончании пусконаладочных работ (в свободной форме).
- п. 5.6.14. После окончания пусконаладочных работ должна быть составлена и передана заказчику эксплуатационная инструкция на СОУЭ, содержащая порядок операций с органами индикации и управления в различных режимах работы СОУЭ, учитывающий алгоритм работы СОУЭ, с указанием уровней доступа.
- смотрите также п. 6.2.
5. П. 10.2.8 приказа Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления": На подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, формирующие стоимость основных фондов (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной казны Российской Федерации, казны республик в составе Российской Федерации, казны краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (далее - государственная (муниципальная) казна публично-правового образования), в том числе:
- установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ);
- пусконаладочные работы "вхолостую" (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций).
6. Примеры судебной практики.
К сожалению, судебной практики, прямо соответствующей данной практической ситуации, не обнаружено, однако можем предложить решения, в которых указываются работы по модернизации СПС, в т.ч. включающие пусконаладочные работы:
- решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 декабря 2024 г. по делу N А03-10271/2024: 04 августа 2023 г. между ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (заказчик) и ООО "Компания "РТС" (подрядчик) заключен договор N 2023.147281, по условиям которого подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить и сдать монтажные и пусконаладочные работы по модернизации автоматической системы пожаротушения, пожарной сигнализации и системы оповещения об эвакуации на объектах контейнерного типа, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), сметой (приложение N 3)...
- постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2022 г. N 13АП-16902/22 по делу N А42-11403/2021: Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор от 10.06.2020 N ЦН000001072 (далее - договор), по условиям которого подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы по модернизации системы пожарной сигнализации помещений Мурманской ТЭЦ 2 в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к договору) и проектно-сметной документацией, предоставленным заказчиком, а также поставить оборудование, а заказчик обязался принять результат работ и оборудование и оплатить их по условиям договора;
- решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2024 г. по делу N А40-191885/2023: Как следует из представленных ответчиком в материалы дела документов, между Истцом и Ответчиком был заключен договор N 07/19/П от 16.05.2019 о разработке программы пусконаладочных работ, программирование и пусконаладочные работы по системе автоматической пожарной сигнализации (АПС) в соответствии с проектом модернизации "Модернизация существующей автоматической системы пожарной сигнализации в общих зонах ТДЦ Новинский", по адресу: г. Москва, Новинский бульвар, д. 31;
- решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 апреля 2022 г. по делу N А42-11403/2021: Как следует из предоставленных доказательств, АО "Мурманская ТЭЦ" (Заказчик) и ООО "Навигатор" (Подрядчик) 10.06.2020 заключили договор N ЦН000001072. По его условиям Подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы по модернизации системы пожарной сигнализации помещений Мурманской ТЭЦ в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к Договору) и проектно-сметной документацией, предоставленным Заказчиком, а также поставить оборудование;
- постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 г. N 12АП-11020/17: Как следует из материалов дела, 28.02.2017 комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (уполномоченный орган) на официальном сайте было: размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение монтажных и пусконаладочных работ по модернизации системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в комплексе зданий (реестровый номер торгов 129200005317000101, электронная площадка www.etp-ets.ru);
- постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 г. N 11АП-16433/22 по делу N А72-7396/2021: Экспертным заключением N 1447А/2021 (пожарно-техническая экспертиза) установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "КРОС" и обществом с ограниченной ответственностью "Крепость" (документация от исполнителя подписана одним и тем же лицом) был выполнен полный комплекс работ: разработка проекта, монтажно-демонтажные работы, выполнение комплекса электротехнических измерений, производство пусконаладочных работ, ввод в эксплуатацию и последующее техническое обслуживание и модернизация системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Эксперты обнаружили отклонения от действующих нормативно-технических требований при выполнении работ, зафиксированы ошибки, связанные с разработкой проекта, засвидетельствованы нарушения в организации технического обслуживания и зафиксировано проведение дополнительной модернизации без внесения изменений в исходный проект и исполнительную документацию. ООО "КРОС" вела монтажные работы в период с 10.09.2019 по 16.02.2020, при этом пусконаладочные работы выполнены ими же в срок с 17.12.2019 по 20.12.2019, то есть за два месяца до окончания работ...
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья
Ответ прошел контроль качества
16 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.